Взаимоотношения ребенка и медицины базируются на теоретической подготовке в домашних условиях. Наиболее распространенный учебник на эту тему - знаменитая книга К. И. Чуковского “Доктор Айболит”. Гениальный доктор - идеал врача в детском восприятии: дает шоколадки, потчует гоголем-моголем, иногда ставит градусники. Сложные оперативные вмешательства, например, пришивание ножек зайке, выглядят весьма безобидно. Ничего плохого (страшного и болезненного) доктор своим пациентам не делает, что вызывает в отношении Айболита повышенную любовь детского населения и патологическую зависть практикующих врачей-педиатров.
Реальная жизнь - реальные болезни и реальные больницы - вносят свои коррективы. Милая сказочная теория уступает место практике. Большинство контактов с медициной - боль, страх, неудобства и другие маленькие и большие неприятности.
Вечный вопрос - кто виноват? Почему ребенок и врач с трудом находят взаимопонимание? Почему сплошь и рядом дети испытывают страх и антипатию по отношению к медицинским работникам? Почему доктор Айболит хороший, а наш врач Мария Ивановна плохая?
Ответы на поставленные вопросы имеют своей основой целый ряд объективных и субъективных факторов. Вначале поговорим о факторах объективных, о тех вещах, в отношении которых улучшить существующую ситуацию практически невозможно.
Итак, уже на этапе профилактики болезней (еще раз подчеркну - не лечения, а только профилактики) система наблюдения за ребенком предусматривает взятие клинического анализа крови, осмотры участкового педиатра и врачей-специалистов, а также профилактические прививки. Взять кровь безболезненно невозможно, прививки без уколов - мечта, ну разве что вакцина против полиомиелита - приятное исключение. А осмотр отоларинголога, а страшная темная комната в кабинете окулиста, а невропатолог с молотком в руках? Что уж говорить о болезнях! И без того плохо, а тут еще бесконечные уколы, клизмы, заглядывания в рот, щупания живота, горькие лекарства и все время рядом со страхом, рядом с болью, рядом с запретами и ограничениями суетятся люди в белых халатах.
Субъективных факторов значительно больше. И разговор о них будет, разумеется, более подробный, ведь имеются вполне реальные возможности воздействия на существующее положение вещей.
Ключ к пониманию: в многократно упомянутой нами системе “врач-ребенок” существует важнейшее промежуточное звено - родители и лица, приближенные к последним (дедушки-бабушки, дяди-тети, братья-сестры).
Совершенно очевидно, что до контакта с медициной осуществляется внутрисемейная подготовка, а после контакта - опять-таки внутрисемейный “разбор полетов”. Исходная концепция - вполне логична. Ну какому здравомыслящему родителю придет в голову сказать ребенку: “сейчас мы пойдем в поликлинику, где тебе сделают больно”. Человеку очень важно быть или, по крайней мере, казаться хорошим, если не в собственных глазах, то уж наверняка в глазах окружающих. Обозначенное общее правило применительно к собственным детям повсеместно и неукоснительно выполняется. Плохим может быть кто угодно - противный дядя-врач, нехорошая тетя, которая уколола пальчик, - но никогда не могут быть плохими мама и папа.
Отсюда первая проблема - прямое противопоставление добра (мамы, папы) и зла (врачей и медсестер).
Вторая проблема в том, что, несмотря на все родительские попытки хорошими быть, быть хорошими не получается. Хотя бы потому, что обманывать ребенка долго не удается. Пообещали, что не больно и не страшно, а было и больно, и страшно.
Третья проблема - проблема непосредственного контакта врача и ребенка. Индивидуальный подход, нахождение общего языка, выявление и учет конкретных особенностей характера - все это требует от врача “всего” трех вещей: желания, умения и времени. На первый взгляд весьма парадоксальным выглядит тот факт, что при избытке умений и желаний, фактор времени оказывается решающим. Но это только на первый взгляд. Попробуйте найти общий язык, когда за дверью кабинета очередь или когда в перспективе 20 вызовов на дом. Добрый дедушка профессор всегда лучше “просто врача“, и не просто лучше, а лучше в три раза. Почему? Да потому, что по отношению к отдельно взятому ребенку у него: 1) больше опыта; 2) больше знаний и 3) больше времени.
Банальная фраза “время - деньги” одинаково актуальна и в банковском деле, и в здравоохранении. Сумма, которую зарабатывает врач в единицу времени, настолько смехотворна, что даже мысль о необходимости в течение 20 минут уговаривать Петю открыть рот тоже кажется смешной.
Еще одна проблема и опять связанная с материальным благополучием как здравоохранения, так и народонаселения. Очень и очень многие болезненные и неприятные методы терапии могут быть абсолютно равноценно заменены приятными, безболезненными, но значительно более дорогими вариантами лечения. Болезненные уколы антибиотиков в 70-80% случаев оказываются ненужными. Те же препараты можно назначать внутрь в виде сладких микстур. Но стоимость этих препаратов (как правило, импортных) нередко оказывается в 2-3 раза выше, чем лечение уколами. Садистские процедуры вроде банок и горчичников, распространенные, кстати, исключительно на территории бывшего СССР, по логике, должны быть заменены разнообразными физиопроцедурами, квалифицированным лечебным массажем. Мы уже не говорим о стоматологии - уникальной области медицины, в которой доброта или, наоборот, “страшность” врача напрямую зависят от кармана родителей пациента.
Особый разговор - необходимость уложить ребенка в больницу. Вот уж где есть чего бояться. То маму не пускают, то не разрешают есть любимые бананы, то кровь берут каждый день. А уколы? Какое бы место ни болело до лечения, но через 2-3 дня попа болит гораздо сильнее. А причина всему - все те же люди в белых халатах.
Где же выход? Есть ли он вообще? Как все-таки добиться того, чтобы врач и ребенок были добрыми друзьями? Позволим себе в этой связи некоторые советы. Первый совет, который, наверное, и не совет вовсе, касается не столько родителей, детей и врачей, сколько организаторов здравоохранения. Врач и для ребенка, и для родителей ребенка должен быть своим, близким человеком. С которым общаются не только когда плохо, но и хотя бы иногда в те дни, когда хорошо. В идеале врача ребенку не государство должно назначать (именно так и происходит, когда речь идет об участковом педиатре), а родители должны выбирать. Логично в этой связи, чтобы труд такого врача оплачивался самими родителями, а не государством. Но это все теория: 90% всех детских болезней - болезни инфекционные, а лечение инфекционных болезней в индивидуальном порядке законом запрещено. Поэтому теоретически проблемы индивидуального подхода, врача-друга, взаимосвязи умений, желаний, квалификации и оплаты труда вроде бы не сложно решить, хотя бы для той части населения, которая может оплачивать услуги врача. Но практически это невозможно потому, что, пропагандируемый в последнее время институт семейных врачей, на самом деле получается полусемейным, поскольку врач - человек государственный (бюджетный), а значит бедный, ограниченный во времени и думающий о том, чем кормить собственных детей. Еще раз подчеркну: не государственным (частным) семейный врач при существующих законах быть не может, потому, что имеет полное право лечить язву желудка у папы, вегето-сосудистую дистонию у мамы, но не имеет никакого права лечить ребенку понос, ветрянку или скарлатину. Повсхлипывав по поводу несовершенства законов и глобальной бедности, вернемся к реалиям бытия. Итак, цели и задачи родителей, способы реализации. Не только касательно медицины, но и в жизни вообще, следует добиваться того, чтобы слово “надо” употреблялось редко, но при его употреблении выполнялось обязательно. Педагогика заканчивается там, где вопли и крики способны “надо” изменить на “не надо”.
Очень важно помнить о том, что антипатия ребенка к медицинским работникам, мягко говоря, не способствует меньшей болезненности медицинских процедур. Осмотреть полость рта при любой болезни врач просто обязан, и он это сделает вне зависимости от того, захочет Маша открывать рот или нет. В последнем случае будет больно и неприятно.
Категорически нельзя врать! Ни про то, что будет не больно, ни про то, что в больницу не положат. Нельзя давать обещаний, которые могут оказаться невыполнимыми, а потом сваливать на докторов собственные педагогические огрехи (”завтра я тебя из больницы заберу”; “я не могу тебя забрать, врачиха не отпускает”).
Ребенка в принципе лучше не запугивать, но одно дело пугать мифическими понятиями (бабой Ягой, дедом Бабаем, сереньким волчком который кусает за бочок и т. п.) и совсем другое - реально существующими явлениями. Со всей определенностью заявляю, что запугивание врачами, больницами и уколами следует рассматривать как одну из наибольших педагогических глупостей. За примерами и цитатами далеко ходить не надо: ешь, а то положим в больницу; если не будешь спать, придется делать тебе уколы; сейчас вызовем врача, тогда узнаешь, как маму не слушаться…
Разъяснительные беседы с детьми всегда должны подчеркивать тот факт (кстати, вполне очевидный), что данный, пусть даже весьма противный и неприятный вариант лечения, обусловлен именно болезнью, а не желаниями врача быть в свою очередь противным и неприятным.
Даже если вы не считаете врача добрым хорошим и ласковым, не надо ребенку об этом сообщать. Категорически недопустимо критиковать и критически обсуждать медицинских работников в присутствии детей. Нельзя заставить ребенка полюбить врача, если аналогичной любви по отношению к врачу он не наблюдает со стороны других членов семьи.
Возьмите на себя часть запретов, ограничений и требований - пусть необходимость постельного режима и глотания горькой таблетки, потребность в определенной (но нелюбимой пище) и визите в поликлинику исходят от вас. Постоянными ссылками на врача, из-за которого все эти неприятности возникли, улучшить ситуацию вряд ли удастся. Но разлюбить родителей невозможно, а сформировать антипатию по отношению к доктору - очень легко.
У нас это тетя врач (наша педиатр), очень хорошая женщина, масявка совсем не боится ни ее, ни других врачей. Даже когда на уколы ходили, говорила ей: сейчас тетя врач сделает тебе укольчик и пойдем домой. Никогда не возникало проблем.
Цитата:
”завтра я тебя из больницы заберу”; “я не могу тебя забрать, врачиха не отпускает”
Никогда ребенка не обманываю, не показываю ребенку, скажем, что этот врач плохой, а тот хороший.
_______________________________ "Семья заменяет всё, поэтому прежде, чем ее завести, подумай, что тебе важнее: всё или семья" Запомни правило трех "Н" - Нет Ничего Невозможного!
Мы тоже не боимся нашего педиатра, она очень приятная женщина. Всегда сначала поговорит, посмотрит на наши машинки в руках, поспрашивает.. вообщем завоевывает доверие.. Тогда мы и с удовольствием даем послушать нас, горло посмотреть и т.п.
Ой,да обьясняю как могу Что доктор,это тетя или дядя,которые тебя послушают(посмотрят),дадут вкусную витаминку маме,чтоб она тебе давала и ты выздоровел(или и ты вырос большим как папа).Вообщем,чушь мелю,шопопало ото Обьяснять что так надо,надо укол и т.п.-бесполезно,это наолборот отпугивает малыша.
Мы нормально реагируем на больницу, врача, уколы. Купила ей набор доктора, она практически все предметы правильно использует. Врачу дает себя послушать,открывает рот без истерик. Чуть хнычит во время самого укола,но быстро успокаивается. В поликлинике одна не ревела под прививочным кабинетом. Объясняю, как есть, что идем в больницу, тетя укольчик вот сюда сделает, будет чуть больно, но мама рядом, все быстро пройдет. А так стараюсь возить ребенка только к своему любимому педиатру. А еще, с рождения до года раз в месяц к нам приходила одна педиатр послушать,посмотреть, поэтому ребенок и дает себя послушать, рот открывает без проблем всем врачам, знает, что ничего страшного не произойдет
_______________________________ Пока вы озабочены тем, что скажут о вас другие люди, вы находитесь в их власти. Нейл Доналд Уэлш Великий дух всегда сталкивается с жестоким сопротивлением посредственных умов. Альберт Эйнштейн
Деть временно полюбил врачей Слушает сказку про Айболита и теперь на прием с песней,без очереди ломится в кабинет к Айболиту,чтоб тот его послушал и посмотрел горлышко
Мой малыш,когда1-2 года было,тоже боялся врачей. При виде белого халата начиналась истерика. Потом приглашали доктора на дом---ситуация улучшилась---дома по-проще становилось. А сейчас в 3 года уже легче обьяснить ребёнку,что доктор поможет поправиться поскорей,чтоб можно было гулять на улице и ходить в гости.
У нас ребенок в 2,3 года врачей не боится и кровь из пальца практически без крика сдаем Вот с кровью из вены оказалось сложнее - никто уговаривать не захотел малявку, поэтому спеленали и придавив всем чем только можно набрали кровь из вены. как же она плакала но детский мохг напрочь вытер эту информацию - сколько я не спрашивала что в день сдачи крови, что потом - она не помнит про то как кровь брали
а у нас нет вроде особого страха перед врачами, но просто ужас перед разными манипуляциями у старшей. с рождения сдать кровь - это проблема , уколы - кошмар..... недавно необходимо было сдать кровь из вены. в Диасервисе была акция и можно было позвать лаборанта на дом. я то думала Дарусе от этого будет проще, но ТАКОЙ истерики я еще не видела. она не рыдала, она прям кричала и выла, пряталась под диван в своей комнате!!! . в общем как побороть такой ужас я не знаю . нам еще и операция предстоит, пупочная грыжа, как пережить??? а вообще, у меня такое впечатление иногда, что у Дари - это внутриутробная память, что ли. я с ней всю беременность с угрозой, а месяца за полтора до родов попала таки на сохранение. так вот меня насохраняли в реанимации так, что кололи уколы в ногу, т.к. в попу было некуда. и маська моя раньше срока поспешила сбежать из живота . так вот многие алыши даже не просыпались, когда у них кровь брали, а моя плакала всегда..... как она будет беременеть и рожать, даже не представляю
Лялечка, может доченька еще перерастет этот страх? Мое первое воспоминание о крови из вены - это залитая солнцем манипуляционная и длинный коридор в аллергологии 5 детской больницы Там я от них и бегала А потом ничего - после продолжительного перерыва спокойно стала относится к манипуляциям
Mashali, надеюсь, конечно. но еще в прошлом году она просто громко плакала и вырывала руку, а в этот раз я реально ребенка из под кровати доставала. сама чуть не плакала. чувствовала себя палачом.... . но это ведь было необходимо!
Лялечка, Алина, понимаю, что материнское сердце сжимается от такого насилия над родным ребенком, но ведь это в любом случае необходимо А может в больнице будет проще там появятся какие-то друзья-товарищи по отделению и истерик не будет
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3