Эта эффектная и звонкая аббревиатура - ТРИЗ - расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач".
Ее создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов.
Вообще, изначально ТРИЗ создавалась вовсе не для детей, а для серьезных инженеров-практиков, которым нужно было решать сложные технические задачи на производстве. Однако сейчас как в нашей стране, так и за рубежом эту теорию применяют и в других областях жизни. В том числе и в качестве методики раннего развития.
Немного теории о теории
Как это ни странно, но большинство задач во всем мире по-прежнему решается "методом научного тыка", правда, по-серьезному его называют методом проб и ошибок. Это значит, что человек или некая группа людей рассматривают множество вариантов решения какой-то проблемы и анализируют их, чтобы в итоге выбрать правильный.
Генрих Альтшуллер в свое время поставил задачу несколько иначе: "Как без бессистемного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?" Так родилась ТРИЗ, один из инструментов которой - алгоритм решения задач с помощью универсальных инструментов.
Элегантная простота
Теория, о которой мы говорим, утверждает, что сильное решение практически любой задачи лежит в том, чтобы преодолеть выявленное в ней противоречие. Человек, владеющий ТРИЗ. умеет так делать без лишних затрат времени и сил. При этом, как полагает автор и как, собственно, получается на практике, тризовское решение должно быть элегантным и стремиться к простоте - к идеальному решению.
Вот пример. В биологической лаборатории возникла необходимость срочно определить среднюю температуру маленьких жучков-долгоносиков. Нужно заказывать специальный и очень дорогостоящий прибор. В идеале специального прибора вообще не должно быть, а его функция должна выполняться.
Какое же в итоге принимается решение? А такое: жучков-долгоносиков насыпают в стакан и измеряют среднюю температуру обычным градусником.
Разумеется, наибольший интерес и пользу данная система представляет для уже подросших ребят, которые хотя бы немного знакомы с основными законами физики и увлечены этим знанием. Например, книга Альтшуллера (написана она тоже под псевдонимом Г. Альтов) "И тут появился изобретатель" - это самый настоящий хит для детей, начиная с 5-го класса, а также их родителей любого возраста.
Однако по мере того, как этой интереснейшей и эффективной теорией начали увлекаться все больше людей, возникла идея применить данную теорию для раннего развития детей. Оказывается, научить даже маленьких ребятишек мыслить диалектически (то есть находить противоречие в любой задаче и разрешать его) можно на самом простом, доступном их возрасту и пониманию материале.
ТРИЗ "по-детски"
А теперь давайте посмотрим, каким образом теория решения изобретательских задач работает в быту. Мальчик лет восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую его сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Банально... Он немного подумал и сформулировал идеальное в данной ситуации решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: "Послушай, а ведь я тебя запер". Уже через пару секунд она распахнула дверь, освобождая себя из "плена". Мальчика можно назвать смекалистым от природы, но именно такой вот находчивости, умению сконцентрироваться и нестандартно выйти из ситуации легко, оказывается, научиться с помощью ТРИЗ. Творческое наследие Генриха Альтшуллера адаптировали для развития детей 3-6 лет около 20 лет назад в городе Норильске. Результат можно наблюдать в книге ,,Новые похождения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких", написанной Зоей и Михаилом Шустерман.
Детям предлагают помочь Колобку в решении различных повседневных задач. При этом ребенок сталкивается с основными диалектическими законами: возникновение и разрешение противоречий, восхождение от простого к сложному, накопление количественных изменений и переход в новое качественное состояние и т.д. Элементы разрешения задач взяты как раз из методики ТРИЗ, причем рассматриваются они на самых простейших сказочных и жизненных ситуациях. А вот все сложные "умные" слова остались в специальных главках - для родителей.
Цели программы: научить ребятишек заниматься "направленным" на определенный результат творчеством и дать детям простейшие навыки технологии поиска решений различных задач.
Целевая аудитория: дети с 3 лет. Пол ребенка или его склонности к техническим либо гуманитарным наукам значения не имеют. Лучше всего заниматься с компанией детей, чтобы они могли сравнить и найти идеальное решение с учетом закономерности развития систем.
В книге также есть специальные блоки, в которые можно записать творческое решение ребенка, чтобы он стал соавтором книги.
Занимаемся дома
Поиграйте с ребенком в игры, которые способствуют развитию диалектического мышления.
На детском уровне метод проб и ошибок, который используется при решении простых задач, можно представить в виде игры.
Игры
Игра "Хорошо - плохо"
Эта игра учит детей самостоятельно находить противоречивые свойства. Выбирайте любой объект, который нейтрален для ребенка, не связан с жестко положительными или отрицательными эмоциями. Например: лужи на улице. Предложите малышу придумать плюсы и минусы для такого явления. Игра "А что, если…"
Предложите ребенку простой вопрос из повседневного быта или сказки, которую вы читаете вместе: "А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?". "А что, если ты промочишь ноги на прогулке?". Не отметайте ни одного решения, просто анализируйте работу мысли малыша:
- Если я промочу ноги, то, наверное, пойду домой.
- Мы собираемся гулять в лесу, до дома далеко.
- Тогда я...
Понимание противоречий - одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Не бойтесь показывать их ребенку в быту: в этом комбинезоне ты будешь очень красивая, но в нем неудобно играть в песке; мы можем подольше погулять, но тогда закроется магазин, и мы не успеем купить вкусного и т.п. Игра "Наоборот"
Предложите крохе отгадать обратные признаки, действия (функции) холодный - ? полный - ?). А теперь придумайте, что совмещает в себе эти свойства? Например, что у нас острое и тупое одновременно? (Нож: лезвие острое, ручка - тупая.)
Придумайте теперь обратные действия (разрезать - ?).
Это основа, а дальше уже можно переходить к главному: формулировать противоречие и решать изобретательские задачи. Помните, что решения изобретательских задач могут быть более или менее удачные. Наилучшее определяется с точки зрения идеального конечного результата. Так что работа по материалам ТРИЗ - это творчество.
Приведем примеры задач:
Я инопланетянин. Как вы мне объясните, что такое "карандаш"? Только моему переводчику очень тяжело переводить множество слов вашего объяснения, пожалейте его.
Как измерить ядовитую змею в зоопарке, чтобы она не укусила? Игра "Теремок"
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры: каждый участник получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (кстати, теремок может быть чисто условным - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я (называет себя, например, яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары, и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем, а вместо рисунков используйте бытовые предметы. Игра "Маша - Растеряша"
Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы при решении проблем.
Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..
Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.
Ход игры: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например хлеб отрезать)? Играющие называют те вещи, что подходят для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой. А можно и рукой отломать! Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.
почитала, пока не определённые чувства, нужно ещё ознакомиться. Но то что сразу не понравилось в играх это закладка двоичной логики, а это большой минус с моей точки зрения.
Вот так сразу показалось, что это замечательная наука логика для малышей. Все старое на новый лад. Очень даже интерессно
_______________________________ Пока вы озабочены тем, что скажут о вас другие люди, вы находитесь в их власти. Нейл Доналд Уэлш Великий дух всегда сталкивается с жестоким сопротивлением посредственных умов. Альберт Эйнштейн
Я помню что когда я еще училась в школе к нам приходили и приглашали на курсы по ТРИз - я пришла пару раз и как-то не прониклась особо... а сейчас у моего сына в саду для детей 5-го года жизни есть такой предмет эйдетика - развивают логику с элементами ТРИЗ. По-моему очень интересно...
Lora спасибо за инфу!!! меня ОЧЕНЬ впечатлило. будем осваивать вообще знаю девушку, в средних классах увлекалась такими задачками. это действительно серьезно тренирует мозг!
я очень постараюсь! )) но пока осваивать буду сама, сыну рановато еще, да и не разговариваем мы пока толком да и чтобы ребенку преподавать, надо бы самой для начала "подковаться"
Мне тоже уроки ТРИЗа нравились . Как сейчас помню задачку, как определить в какую сторону течет вода в трубе , а это класс пятый . Вопрос на паре в универе до сих пор мучает. Преподаватель задал домой подумать, а следующего занятия уже не было, поставил зачет и отпустил . Как при изготовлении киевского торта в большом количестве орехи грецкие отделяют от скорлупы? А вот для деток на будущее лежит у меня скачанная книжка Гин С.И "Занятия по ТРИЗу в детском саду". Сама еще не читала, но отзывы хорошие
Нашла еще несколько книг по ТРИЗу Гин С. И. - "Мир загадок"
Пособие представляет собой подробную поурочную разработку курса "Мир загадок", который знакомит детей с окружающим миром через отгадывание и сочинение загадок. Первоклассники изучают свойства предметов, осваивают возможности органов чувств, приобретают навыки системного и диалектического мышления, знакомятся с понятиями теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), путешествуя по Стране загадок. Курс "Мир загадок" прошел апробацию в 1999-2004 гг. в школах Беларуси, России, Украины.
"Мир логики"
Курс "Мир логики" ставит своей задачей обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать и т. д. Пособие представляет собой подробные поурочные разработки для выпускного класса начальной школы, включающие в себя рекомендации по проведению урока в целом и каждого его этапа, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей на уроке и описание способов их преодоления. Курс "Мир логики" прошел апробацию в 1995-99 гг. в школах Белоруссии, России и Украины.
"Мир человека"
Пособие представляет собой подробную поурочную разработку курса "Мир человека", который может изучаться во 2 классе общеобразовательных учреждений в рамках раздела ФГОС НОО" Внеурочная деятельность в начальной школе" (программа духовно-нравственного развития личности). В курсе с учетом возрастных особенностей ребенка 7-8 лет рассматривается мир человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной. Занятия построены в форме проблемного диалога учителя с детьми. Положения курса иллюстрируются литературными произведениями.
"Мир фантазии"
Курс "Мир фантазии" ставит своей задачей обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения. Методологическую основу курса составляют приемы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Пособие представляет собой подробные поурочные разработки для учащихся 2-3 классов, включающие рекомендации по проведению каждого урока, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей, приложения. Курс "Мир фантазии" прошел апробацию в 1995-2005 гг. в школах Беларуси, России и Украины. Данный курс входит в состав программы "Развитие творческих способностей", которая включена в Сборник программ школьного компонента Министерства образования Республики Беларусь (1-4 классы).
Моя такое любит, рассуждает...В основном, любит заканчивать начатые мною фразы "если..., то...", или игра в "инопланетянина". Стараюсь больше развивать творческое воображение ребёнка.
Особый раздел ТРИЗ - курс развития творческого воображения (РТВ). В этом курсе, в основном, на нетехнических примерах отрабатывается умение применять операторы ТРИЗ. Курс РТВ расшатывает привычные представления об объектах, ломает жесткие стереотипы.
Н-р, Трехпозиционные ориентировочные задачи
Решение ориентировочных задач наращивает объем оперативной памяти ребенка, помогает детализировать модель пространства, в котором предстоит действовать. Это может пригодиться в критической ситуации, например, во время пожара при сильном задымлении, когда нет возможности использовать зрительные анализаторы, при блуждании в пещере, в лесу, в подвале или лабиринте.
1. На скамейке сидят лицом к нам, считая слева на право: Маша, Катя и Зина. 1.1. Кто сидит между Машей и Зиной? (Катя) 1.2. Кто сидит слева от Кати? (Маша) 1.3. Кто сидит справа от Зины? (Никто) 1.4. Кто сидит между Катей и Зиной? (Никто)
2. На лесенке сидят (сверху вниз) воробей, сорока и синица. 2.3. Кто сидит над воробьем? (Никто) 2.4. Кто сидит под сорокой? (Синица) 2.5. Кто сидит между сорокой и синицей? (Никто) 2.6. Кто сидит между синицей и воробьем? (Сорока) 2.7. Кто сидит под синицей? (Никто) 3. В строю идут один за другим, начиная с первого, Саша, Сережа и Коля. 3.1. Кто идет перед Сашей? (Никто) 3.2. Кто идет перед Колей? (Сережа) 3.3. Кто идет за Сашей? (Сережа) 3.4. Кто идет между Сашей и Сережей? (Никто) 3.5. Кто идет между Сашей и Колей? (Сережа) 3.6. Кто идет за Сережей? (Коля)
Задание: Придумать три ориентировочные задачи. После освоения ориентации на оси, состоящей из трех объектов, можно переходить к освоению более сложных осей, состоящих, например, из десяти единиц. Это игры на определение координат в декартовой и полярной системах.
_______________________________ Справжня таємниця світу полягає в тому, що ми бачимо, а не в тому, що приховано від наших очей... /О.Уайльд "Портрет Доріана Грея"
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2