То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно. Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами. Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности. В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни. Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития.
О развивающих играх для детей по методике Никитиных.
1. Ребенку не навязывается никакая определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности. 2. Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. 3. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. 4. Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются. 5. Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно. 6. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру. 7. Если ребенок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
Сущность и особенность развивающих игр: # Каждая игра представляет собою набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика и т.д. # Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. # Задачи расположены, как правило, в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип "от простого к сложному". # В задания входят задачи разной сложности: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. # Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении ему все объясняется, и поэтому у ребенка формируются только исполнительские качества. # Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно. # Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. # Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи. # Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, т.е. заниматься творческой деятельностью. В развивающих играх (и в этом их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно.
Очень импонирует эта методика, недавно прочла книгу "Развивающие игры", понравилась, много полезного и в тоже время очень простого, что порой иногда выпускаешь из виду. Особое внимание уделяется роли родителя и взаимодействия с ребёнком, в отличии от Монтессори (может потому что она изначально рассчитана как пособие для воспитателей) Понравилась его позиция и на счёт закаливания и оздоравливая детей и действий когда ребёнок болеет. Просто и мудро
На этой методике выросли мои дети. Перечитала все книги, какие тогда смогла достать. Все развивающие игры, о которых писали Никитины, делали сами с мужем - с деревянных кубиков смывали бумажные картинки и потом красили, другие игры вырезали из плотного картона, клеила таблицу сотни. Эти кубики сохранили до сих пор. Сейчас классно - в магазинах эти игры продаются, правда, если всё покупать -дороговасто...
Valenta, здорово Ну и как вам методика в действии? Я пока теорию прорабатываю, но мне уже очень очень нравится, резонирует информация с моими душевными порывами. На что стоит обратить особое внимание? Что ваши дети больше всего любили из игр?
Цветочек, когда росла дочка, я вообще была как "помешанная" на развитии. В полтора года дочь знала все буквы (не читала), цифры. А с сыном всё по-другому было. До 5 лет никак не хотел (или не мог) буквы запомнить. Я даже переживать стала. А потом, ближе к 6 годам, всё стало на свои места. Чтоб дети стали вундеркиндами - не скажу, но логическое мышление, пространственное воображение развиты хорошо, с точными науками проблем не было. В игры мы почти всегда играли вместе, соревновались -тут я пыталась придерживаться советов Никитиных. Самой любимой были "Кубики для всех" - игра для любого возраста, потом "Уникуб". А когда были совсем маленькие -(ок.года) -"Рамки и вкладыши Монтесори", так прикольно было, дети еле говорят (в смысле не научились), а названия всех фигур знают. Только это было оч. давно (дочке 21 год, сыну 17)
Девочки, с какого возраста что покупать? Мы, например, вкладышами не то, чтобы в год, в 1,5 не хотим играть. Кубики особо тоже не интересуют, так построить башню и развалять. А у Никитиных, я так понимаю, нужно узоры составлять
_______________________________ Пока вы озабочены тем, что скажут о вас другие люди, вы находитесь в их власти. Нейл Доналд Уэлш Великий дух всегда сталкивается с жестоким сопротивлением посредственных умов. Альберт Эйнштейн
Наталиефм, на 1,5 самые простые задания сложить дорожки одного цвета, тут главное заинтересовать ребёнка, складывать узоры это где-то в 2-3 года, зависит от ребёнка.(игра Сложи узор). По моему субъективному мнению самым маленьким интереснее игра "Кирпичики", но в таком возрасте ими нужно играть не по схеме, а творчески, то есть вы в первую очередь сами должны ими играть, строить, кукол рассаживать и т.д. "Сложи квадрат" и "Дроби" тоже хорошие игры, деткам постарше от 2-3х, опять же по моему мнению. А также объёмные игры "Уникуб", "Кубики для всех", очень увлекательные для 3-4 и дальше. Просто эти все игры графические, малышу нужно самому строить образ в голове, творчески мыслить совсем маленьким деткам интереснее, что-то более осязаемое что-ли, наглядное.
Цветочек, хочу заказать что-то на 2 года на ДР. Родственников много, как обычно все спрашивают, что подарить. Что у Вас было. Чем кирпичики отличаются по назначению от кубиков для всех?
_______________________________ Пока вы озабочены тем, что скажут о вас другие люди, вы находитесь в их власти. Нейл Доналд Уэлш Великий дух всегда сталкивается с жестоким сопротивлением посредственных умов. Альберт Эйнштейн
Наталиефм, из кирпичиков (брусочки одинаковой формы) можно сложить реальные вещи, например: стул, стол, кровать, комод, камин и т.д (кроме схем) а кубики для всех - это грубо говоря объёмный тетрис, и они цветные, там требуется больше неординарного и творческого мышления, чтоб они "ожили" так сказать, будет интересно деткам постарше 4-5 лет. Это моё мнение, но все детки разные, угадать что кому будет интересно крайне сложно, нужно пробовать, в любом случае они пригодятся, останутся на вырост)
Суть «методики» Никитиных — все должно быть естественно, следуя законам природы. И в физическом, и в интеллектуальном развитии детей.
Лене Алексеевне сейчас 75 лет. Она рассказывает:
— Мы не воспитывали детей «специально». Шли за их интересами и помогали развивать. Никаких запретов, жесткой дисциплины. Интерес ребенка желательно подхватить до трех лет. Например, один из старших сыновей, Антон, в 2,5 года увлекся огнем. Видя его интерес к химии, Борис Палыч показал Антошке таблицу Менделеева. К четырем годам он ее освоил. В итоге сын окончил химический техникум, сейчас работает в фармацевтической фирме.
Самый старший, Алеша, рано заинтересовался радиоделом. Отец заметил — купил ему радиоприбор. Сейчас сын живет в Америке, работает разработчиком специального электронного оборудования.
Старшая дочь Ольга пошла в школу с шести лет. Отличалась удивительным чувством справедливости. Сейчас она юрист в частной фирме.
Когда Оля пошла в школу, другой дочке, Ане, было 5 лет. Я уходила на работу, а она оставалась по полдня одна, нянчила маленьких. Выросла — стала медсестрой. Но теперь работает логистиком в транспортной фирме.
Дочь Юля живет с семьей в Ярославле. Сначала работала библиотекарем. Сейчас она — главный редактор одной из местных газет.
Со мной в доме остались две семьи — Ани и Ивана. Ваня за старшего в нашем большом семействе. Работает исполнительным директором частного предприятия. Ему в большей степени в «наследство» досталась общественная работа, связанная с нашим с Борисом Палычем делом.
_______________________________ Да возвысит человек сам себя, да не унизит он сам себя; Ибо только он один себе друг и нет большего ему врага, чем он сам себе.
Купила "Сложи квадрат" (2-й и 3-й уровни) Никитина. Довольна, сама с удовольствием сижу собираю. Но желательно покупать с планшетиком. У нас без. С планшетиком легче собирать. Сейчас ребенок собирает сам эти три.
Как раз с планшетиком покупать и не желетельно - тогда "Сложи квадрат" превращается в обычные вкладыши - а тут нужна именно дополнительная сноровка, чтобы кроме того, чтобы сложить квадрат, еще и совместить так его стороны, чтобы они не ерзали. Труднее - да, но результативнее, тоже ДА.
_______________________________ Дочь - это комплимент женщине от Бога! Значит она достойна повторения!*C
Nesta,успокоила Согласна, так сложнее, интереснее. Но меня смущало, может в таком возрасте нужно было с планшетом брать? Даже была мысль самой сделать основу Но сейчас думаю, собирает с интересом. Решила, пусть остается все как есть.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3