Если вашему малышу 2-2,5 года, он молчит или в активной речи у него отдельные слова, звукоподражания и ребенок не умеет строить простую фразу из 2-3 слов, то необходимо пройти консультацию у следующих специалистов: невролога, логопеда, психолога. Пройти медицинские исследования (по назначению невролога) энцефалограмму головного мозга и т.д. Что позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности. В результате после консультации специалистов становится возможным организовать занятия дома для стимуляции речевой активности ребенка. Занятия необходимо проводить систематически. Следует избегать переутомления ребенка и варьировать длительность занятия, в зависимости от ситуации, возможностей ребенка. Первые занятия можно организовывать на 10 минут, далее увеличивать занятия до 20 минут. Чтобы материал лучше усваивался ребенком,
необходима четкая структура занятия. Каждое занятие имеет начало (сюрпризный момент) и конец. Также необходима смена видов деятельности (пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика (перед зеркалом), игры-потешки), что позволяет увеличить продолжительность занятия с ребенком. Навыки использования активной речи в ходе занятия, которые постепенно появляются и накапливаются у ребенка, необходимо использовать во всех возможных ситуациях. Это могут быть знакомые ситуации — в этом случае взрослый догадывается, чего хочет ребенок, но не показывает вида, что понял его желание, а напротив, побуждает выразить свое желание словами или фразами. Например, на прогулке ребенок тащит взрослого на другую площадку. Взрослый спрашивает: «Что ты хочешь?», предлагая выразить свое желание словами, а не действиями. Ребенок отвечает: «Кач-кач!». Взрослый поощряет ребенка за ответ словом: «На качелях хочешь покататься? Молодец, как хорошо сказал! Вот качели. Давай качаться — кач-кач!». Постепенно использование речевых навыков становится возможным в новых, незнакомых, ситуациях, с новыми людьми — в этом случае взрослый выступает в качестве помощника, побуждая ребенка использовать свои речевые возможности в новой ситуации. В процессе занятий предлагаются задания по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Создание на занятие потребности подражать слову взрослого — ответственный момент в работе с ребенком. Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Для развития речевого подражания необходим определенный уровень понимания речи. Этапы развития речевого подражания: 1. Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре. 2. Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных — му, ав-ав, мяу и др.; подражания транспортным шумам — би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова: ребенок может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести. 3. Повторение слов. Вначале это простые короткие слова — мама, папа, дай, на, киса, утя и т.д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов: не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т.п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода. 4. Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайка и т.д. Чтобы у ребенка появилась желание в обращении к взрослому, необходимо побуждать у него интерес к общению с взрослым. Это достигается с помощью организации игр, развитие слухового восприятия и дыхания, развитие подражания, моторики рук, накопление пассивного словаря.
Юлия В, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР. А как понять что уже пора или нет обращаться к специалистам? Дочке 2,5 года, не могу сказать что вообще не говорит, но на мой взгляд маловато. Говорит такие слова как мама, папа, дедя (Женя ), бат(брат), дай, отдай, бух, отойди, да, нет, сок, пить, бона (больно), гав-гав, мяу, кар, пти (птица), сааа (самолёт), пиве(привет), кака, ка(пока), вота (вот или вот это), нева (не надо), кис-кис, сёк (сок), водя(вода) ... Что-то больше в голову не лезет, что ещё, хотя всё же говорит немного больше названных мною. Также иногда бывает из них словосочетание может составить. И всё пока что. А так хитрит - и или покажет ручкой, или за ручку ведёт к тому что нужно. Много поёт и говорит на своём языке.
Я бы вам рекомендовала все же обратиться к логопеду и получить очную консультацию. Вы абсолютно правы, что словарный запас (активный) маловат, но нужно еще понимать, как обстоят дела с пассивным словарем, очень часто детки знают и понимают намного больше, чем проговаривают. Возможно, она "хитрит" и не хочет говорить фразами, т.к. нет особой потребности в этом, т.к. мама все понимает- мамы они такие) Относительно автономной речи ( свой язык) в 2.5.года-нормально. Удачи Вам и Вашей малышке☺
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1