Большинство первоклассников не в состоянии определить время по часам со стрелками (это медицинский факт). Очень часто создается впечатление, что ребенок шести-семи лет вот-вот научится точно определять время, но время идет, а путаница продолжается. Нам кажется, что эта проблема легко объясняется тем, что соединить в сознании два наложенных друг на друга циферблата – часовой и минутный – для детского ума колоссальная нагрузка, и учить определять время по таким часам ребенка не следует.
«Выбросите» минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на, например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить, начиная с четырех- четырех с половиной лет.
Пусть на это уйдет год. Не торопитесь с четвертями (четверть и без четверти), не торопитесь с «без пяти», «без десяти» и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. Не форсируйте события.
Только когда ребенок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат, то есть умение видеть вторую – минутную стрелку.
Начинать лучше не с настоящих часов, а с самодельного макета часов, на котором минутные черточки мы оставляем голыми, не определяя количество минут и минутную стрелку просто не делаем – только часовую, короткую.
Скажите ребенку, что стрелка, которая показывает, сколько часов, называется «часовая».
Пусть сначала время делится на: ровно час, чуть больше часа, половина второго (или час с половиной), около двух, два, чуть больше двух и так далее.
Обязательно покажите правильное направление движения стрелки. Попросите ребенка покрутить ее в нужном направлении.
Расскажите, что часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой. Выставьте на циферблате то или иное время (ровно). Попросите ребенка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три и т.д.) или наоборот, час назад (два, три и т.д.)
Когда ребенок будет легко называть или выставлять на циферблате «время» в таком упрощенном виде, прикрепите на ваш циферблат вторую стрелку – длинную, минутную.
Уточните, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются «часовая» и «минутная».
Закрепите эти знания: попросите показать, где какая стрелка, спрашивайте, какая стрелка короче или длиннее другой. Объясните, что когда часовая стрелка показывает «ровно» час, два три и так далее, минутная стрелка всегда бывает поднятой вверх, на отметку «12». Попросите ребенка поставить ее в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу, вставив то или иное время «ровно», изображая реальное время, глядя на настоящие часы, или по заранее подготовленным рисункам, или произвольно.
Объясните малышу, что для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа люди придумали минутную стрелку. И за один час эта стрелка проходит целый круг. Спросите ребенка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если малыш затрудняется ответить, покажите ему сами.
Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребенка самостоятельно выполнить подобное задание.
Давайте ребенку разные задания, исходя из уже полученных знаний. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа).
Попросите передвинуть стрелки, чтобы изобразить время, которое будет: через полчаса; через час и еще полчаса (введите понятие полтора); через два (три и т.д.) часа; через два с половиной (три с половиной и т.д.)
или было: полчаса назад; полтора часа назад; два (три и т.д.) с половиной часа назад
Изобразите то или иное время на циферблате, спросите у ребенка: сколько времени прошло, если было… сколько времени пройдет, если будет… сколько времени осталось до…
Напишите около цифр, изображающих количество часов, цифры, изображающие количество минут (они должны быть немного меньше по размеру). Расскажите ребенку, что в каждом часе 60 минут и от одного деления до другого – 5 минут.
Покажите ребенку, как изображается стрелками 5, 10, 15 и т.д. минут того или иного часа. Попросите выполнить подобные задания самостоятельно.
Установите стрелки в то или иное положение. Попросите ребенка показать положение стрелок, которое будет: через 5 (10, 15, 20, 35 и т.д.) минут; через полчаса (не забудьте сказать, что полчаса – это 30 минут, и что полчаса – всегда ровно полкруга); через час (два, три и т.д.); через полтора часа (два, три с половиной часа назад и т.д.); через час и 5 (15, 35 и т.д.) минут.
которое было: 5 (10, 15, 25 и т.д.) минут назад; полчаса назад; час назад (два, три и т.д. часа назад); полтора (два, три с половиной и т.д.) часа назад; час и 5, 10, 15 и т.д. минут назад.
Познакомьте ребенка с понятием «четверть часа».
После этого покажите ребенку, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится – на маленькие деления – по одной минуте. Покажите малышу, как будет выглядеть 6 минут того или иного часа или 18 и т.д. Придумайте упражнения, аналогичные тем, что описаны выше на закрепление новых знаний.
Расскажите ребенку, что если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить «столько-то минут такого-то часа (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка)», например, «восемь часов, двенадцать минут» – это то же самое, что «двенадцать минут девятого». Потренируйтесь называть время, изображенное на циферблате, этими обоими способами.
Расскажите малышу также, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Потренируйтесь правильно называть время этими двумя способами.
Давайте ребенку задания по установке времени на циферблате, давая задание каждый раз другим способом.
Не забывайте обращать внимание ребенка на время, изображенное на реальных часах. Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на игровых часах.
Давайте задания типа: изобрази стрелками, сколько будет времени, когда пройдет два часа (или любой другой отрезок времени); изобрази на циферблате реальное время, сколько пройдет времени, когда на часах будет …и т.д.
Составьте вместе с ребенком его распорядок дня. Там, где вы будете писать время, в которое происходит то или иное событие, нарисуйте циферблат с изображением именно этого времени.
Материалы ресурса pregnancy.org.ua.
А как вы учили своего ребенка определять время? В каком возрасте?
_______________________________ Столько дел...не успеваю на всё забить...
Хочу быть змеей,чтобы на работу лежа ходить...
Извечная проблема - ЧТО НАДЕТЬ??!!! Африканские женщины не заморачиваются - ПРОСТО БУСИКИ...)) ЗЖФ в соц.сетях:
Я пару месяцев назад купила игровой набор, где парами нужно складывать время на часах и картинку с распорядком дня в это время. Тематика - Лунтик. Т.к. ребенок им очень увлекается, то дело с часами (там было 8.00, 9.00, 12.00, 16.00, 20.00 и 21.00) пошло очень быстро. Половину часа мы не очень одолели, просто ему еще не понятен сам принцип. Но нам пока рано, так что я не тороплю Нам 4,4 года.
С понятием времени я стала знакомить дочку примерно в 3 года (утро, день, вечер, ночь проговоривала и раньше, конечно). Начали мы с дней недели. Я сделала паровозик с 7 вагонами, на каждом написала название дня недели, и картинка-картонка-белочка каждый день пересаживалась в нужный вагончик. Про часы я рассказала позже: главная стрелка -толстая и короткая, она такая важная, поэтому ходит медленно, показывает, сколько часов прошло. Длинная и быстрая стрелка - минутная. А минуты по цифрам мы выучили по таблице умножения на 5. Хотя пока дочка четко может сказать, сколько часов, а минут - только с моей помощью.
Не умеем определять время(который час),я еще не задавалась этой целью пока(нам 4,6).Общие знания,конечно,есть,но по часам не скажет.Наверное,стоит подумать уже,как обучить быстро и доступно.
мы знакомились со временем еще с тех лет, как стал брать в руки часы\будильники.. я придерживаюсь теории, что нужно сначала знакомить с чем то одним - с часами. потом уже с минутами. так ребенку проще. и самые первые в 1,5 года часики у нас были с одной стрелкой .. p.s. Добавлю, что сейчас 6 лет и ребенок разбирается во времени в часах и может определить "начало часа" или "около семи" сказать - это когда большая стрелочка перешла за 6. .. Но мы методично прям не занимаемся.
_______________________________ Мова величезне значення має, так формується державність. А коли мовою нехтують, то потім приходять визволяти (с)
Научился на курсах определять время.Делали картонные часы с пластмассовыми стрелками и по ним выставляли они время и определяли.Технически почти все правильно,но ориентироваться в плане временного пространства( написала ),т.е распоряжаться временем,пока еще не научился,рано,я думаю
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3