Многие родители считают, что математика – слишком сложная и абстрактная наука для ребенка, поэтому откладывают занятия ею как минимум до 4-5 лет. Однако в 2-3 года сознание ребенка уже готово к усвоению основных математических категорий и операций. Конечно, не стоит думать, что Ваш малыш высидит долгий урок за партой - первые занятия по математике должны быть частью обычных игр и занимать не более 10 минут в день. Как это ни странно, но психологи и педагоги выяснили, что вовсе не знание цифр делает начало изучения математики в школе успешным и эффективным. Такие знания могли выручать лишь на самых первых занятиях, гораздо важнее оказывалась подготовленность логического мышления ребенка к выполнению определенных логических операций. Именно поэтому на первых занятиях следует объяснить малышу само понятие количества, научить разбираться, что такое «много», а что «мало» лишь затем перейти к сравнению и освоению счета. Самое важное, сделать это наглядно и занимательно.
Возьмите два грузовика разного размера набор кубиков или кирпичиков из конструктора. В большой грузовик положите большее число элементов, а в маленький меньшее. Не стоит класть очень много деталей. Будет достаточно 5-6 кубиков для одного и 2-3 для второго. Эти транспортные средства станут Вашим первым наглядным пособием по математике. Вместе с ребенком отвезите оба грузовичка к любимой игрушке малыша, высыпьте поочередно кубики и проговорите: «Смотри, в этом грузовике мало кубков, а вот в этом много». Теперь измените игровую ситуацию: пусть в маленьком грузовике лежит много деталей, а в большом 2-3 элемента. Повторите тот же маршрут с разгрузкой и комментариями. Теперь можно попробовать уравнять количество кубиков в обеих машинах. Снова подчеркните при разгрузке, что кубиков поровну. Если Вы видите, что ребенок понимает и принимает Вашу игру, сам без ошибок определяет, много или мало кубков находится в кузове в разные моменты, можно познакомить его с логической операцией сравнения. Для этого Вам нужно доложить в одну из машин дополнительные камешки и подчеркнуть, что в грузовике стало больше деталей, чем в другом. В эту же игру можно с успехом играть и на прогулке, заменив кубики камешками. Не менее важно для развития математического мышления малыша освоить операцию сериации, то есть построения логических цепочек в порядке убывания или возрастания величины. Простейшие виды таких цепочек, это классические детские пирамидки и матрешки. Можно также попросить ребенка выстроить по росту кукол или плюшевых зверушек, ленты или мячики и т.п. Можно предложить ребенку попрактиковаться в составлении цепочки отличающихся по другому признаку, например, по степени интенсивности цвета. Возьмите несколько одинаковых пластиковых стаканчиков и разведите в каждом из них одну и ту же краску с большим или меньшим количеством воды. После таких занятий Вы сможете подойти с ребенком к понятию классификации, математического анализа и синтеза. Такого рода упражнения тоже вполне доступны для двухлетнего малыша. Выложите перед ребенком ряд из двух мячиков разных цветов и одного кубика. Теперь предложите ему угадывать и брать предметы, которые Вы загадали. Ваши объяснения и будут стимулировать аналитические и синтетические способности крохи. Для начала попросите малыша взять синий мячик. Затем усложните задание и скажите, что загадали синий предмет, но не мячик. Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд и выбрать куб. Таких заданий может быть очень много, они варьируются вместе с длиной и составом придуманного Вами ряда, можно просить взять несколько предметов, отвечающих одному признаку, например: «Я загадала всё круглое», или сравнивать элементы ряда не только по форме, но и по размеру.
Когда Вы с ребенком подходите к изучению названия цифр и освоению счета отличным наглядным пособием могут стать пальцы, Ваши и малыша. Пускай ребенок покажет один пальчик, а затем два, теперь можно вслух их пересчитать. Посчитайте нос и уши, глаза и рот. Такие упражнения наверняка развеселят ребенка, и своей занимательностью позволят лучше запомнить цифры. Название и понятие цифры не должно идти отдельно от количества, поэтому, обязательно подчеркивайте эту связь. Попросите принести Вам два кубика или собрать в корзинку два яблока, два мячика или круга, вырезанных из картона или плотной бумаги. Можно поиграть в игру «Домики». Для этого вам понадобятся разрезные картинки с изображением разного количества предметов, такие картинки можно сделать самостоятельно, а можно подобрать наиболее симпатичные в готовом наборе. Сделайте из конструктора или нарисуйте 3 разных домика: первый предназначается для тех зайчиков, уток, грибочков, которые изображены на картинке по одному, другой – для тех, кого или чего на картинке по два, а последний для картинок, состоящих из трех одинаковых предметов. По такому же принципу продолжаем изучать цифры и дальше. Параллельно можно знакомить ребенка с азами сложения и вычитания. Для этой задачи очень хорошо подойдет сбор «ягод». Для этого лучше подойдут вырезные карточки или круги, так как их малышу будет удобнее удерживать в ладошке. Дайте ребенку в руку ягодку, проговорите, что у него в руке одна ягода.
Теперь дайте ему еще одну ягодку и спросите, сколько стало теперь. «Ты держал одну ягодку, а теперь мы прибавили к ней еще одну, значит, ягод стало две». А теперь можно представить, что прибежал мишка из леса и съел одну ягодку. Снова подробно проговариваем арифметическое действие. «У нас было две ягодки, прибежал мишка и съел одну, сколько осталось ягод? – Правильно, одна». На начальном этапе можно не вводить названия арифметических знаков и самих процедур, чтоб не перегружать ребенка. Чем увлекательнее будет придуманный Вами игровой сюжет, тем интереснее и веселее будет ребенку осваивать новые знания. Подобным образом продолжаем постепенно усложнять задания, но не нужно торопиться и брать для решения и игры примеры на сложения с суммой больше пяти. Важно, чтобы ребенок усвоил сам принцип сложения и вычитания. Смелее придумывайте разнообразные задания и будьте терпеливы, хвалите ребенка за верные ответы и не ругайте за возможное непонимание или ошибки. Если Вы чувствуете, что малыш, пока не может усвоить тот или иной принцип математического и логического мышления, временно отложите подобный тип упражнений и вернитесь к ним немного позже. Не стоит ограничивать Ваши занятия пространственными рамками: считайте и складывайте всюду, где Вам представится такая возможность – на прогулке и в магазине, в автобусе и в гостях, и Вашего любознательного малыша ждет настоящий математический успех.
Как Ваш ребенок учит(учил)цифры?Какими методиками пользовались?
Со страшим уже не помню, как учили цифры (начало математики). А вот о младшей могу рассказать. Старший каждый день садиться считать. 168 примеров. В пределах 10 на сложение и вычитание. Естественно, младшая это всё наблюдает. Тычет пальчиком. Я ей начала называть цифры. (Т.к. планируем в скором времени переезжать, то детей учу английскому). И вот называла ей цифры, называла-называла, причём вот так: "Один, one", "Два, two". На сегодняшний день имеем: дочка умеет считать до десяти: "One, two, three, four, five, six, семь, eight, nine, ten". Я сделала вывод, что ребенок просто выбрал, что легче в плане произношения. Хотя в стихотворении "Мы делили апельсин", она говорит "один". Бабушкам уже не по себе, потому что ребенок начинает говорить русско-английским суржиком, например: "Бабуля, где one, где two?"
сейчас с дочкой занимаемся математикой по книге Петерсон "Игралочка", 2 уровень. Для деток 3-4 лет подходит 1 уровень. Мне очень нравится творческий подход, необходимый для выполнения заданий.
занимаемся математикой по книге Петерсон "Игралочка"
мы тоже по ней занимаемся сейчас закончили первую часть, буду брать вторую. тут можно глянуть содержание в картинках и аннотацию http://www.labirint.ru/books/41751/
занимаемся математикой по книге Петерсон "Игралочка"
мы тоже по ней занимаемся сейчас закончили первую часть, буду брать вторую. тут можно глянуть содержание в картинках и аннотацию http://www.labirint.ru/books/41751/
а я по окончанию собираюсь переходить к "Раз ступенька, два ступенька..." того же автора. В России часть школ занимается по учебникам Петерсон, и отзывы разные - от хвалебных (ребенок учится решать нестандартные задачи) до ругающих (дети везде ищут подвох, а не решают 3*5)
У игралочки есть еще и 3 часть http://www.labirint.ru/books/260764/, а потом уже вроде раз-ступенька.. но порядок конечно не важен)) А еще хорошо бы методички к игралочкам
-- Пользователь добавил некоторое время спустя --
А вот тоже интересная серия книг по математике http://www.labirint.ru/series/17527/
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3