Книгу я начала читать еще весной, осталось немного. Но для отзыва решила начать снова. Как много в этих словах: "— Прощай, Лилиан, — сказал он.
— Прости меня, Борис.
— В любви нечего прощать."
...меня эти "В любви нечего прощать" часа два держали за сознание, только о них и думала, хотелось понять смысл, заложенный Ремарком, и смысл мой - как понимаю их я.
А еще вот эти слова меня наполнили такой нежностью и красотой:
"Лилиан была словно форель, брошенная в слишком тесный для нее аквариум, форель, которая беспрерывно натыкается на стенки и баламутит на дне тину. Теперь форель была не в аквариуме, она попала в свою стихию и уже ни на что не натыкалась; она забавлялась своими быстрыми движениями и любовалась гладкой, сверкавшей всеми цветами радуги чешуей, словно пронизанной маленькими шаровыми молниями."
Я тоже, пожалуй, все же рискну написать свой отзыв об этой вещи. Не судите строго, прошло уже достаточно времени с того момента, как я ее прочла....
Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом Ремарке. Это писатель, который практически в каждом из своих романов обличает послевоенный период восстановления Германии. Болезнь туберкулез является неотъемлемой частью его произведений. В то время это была "чума", уносящая тысячи жизней, разлучая сотни любящих сердец, не давая надежды на спасение ни благородному господину, ни уличному торговцу...
В отличие от романа "На западном фронте без перемен", где автор описывает все ужасы войны и где нет места сантиментам, "Жизнь взаймы", напротив, насквозь пропитан чувствами. Где-то фальшивыми, где-то слегка наигранными, но в большинстве своем все же настоящими.
Первые впечатления о ГГ-ях: Лилиан Дюнкерк - воздушное, хрупкое создание. Не смотря на тяжелейший смертельный недуг, кажущееся таким беззаботным... Клерфэ - человек, которые постоянно мчится "по лезвию бритвы", рискующий жизнью автогонщик, попросту...безумец.
Казалось бы, два абсолютно разных человека во многом оказываются так похожи.... И это не только сила воли и независимость. В первую очередь, на мой взгляд, это отсутствие будущего. Лилиан знает, что она обречена; Клерфэ здоров и полон сил, но живет одним днем, зная, что завтрашняя гонка может быть последней.
Их чувства зарождаются как-то вяло... Права была Бабра, герои кажутся какими-то искусственными. Но это до тех пор, пока Клерфэ не увозит Лилиан "вниз"... туда, где жизнь бьет ключом... туда, где море счастья и порока... туда, где люди могут строить планы на будущее.
Не хочется много писать о том, что у Лилиан обнаружился дядюшка, который, собственно говоря, и оплачивал ее содержание в пансионате. Не хочется вспоминать о том, что в определенный момент появляется бывшая зазноба Клерфэ... Как-то эти факты не произвели на меня впечатления! Зато не могу не отметить "живого" и настоящего чувства Лилиан к .... платьям! "— У вас такой счастливый вид! Вы влюблены? — Да. В платье." При том, что она неизлечимо больна, Лилиан с легкостью радуется мелочам, тратит "целое состояние" на Баленсиага, платья - ее лучшие друзья! Возможно это может показаться легкомысленным, но девочки.... я в этом узрела такую тоску, такую душевную боль. Лилиан, как мотылек, который ищет утешения в своем горе... Кто из них больше ценит жизнь? Трудно сказать, но наверное все же Лилиан... Смерть ходит за ней по пятам, в то время как Клерфэ рискует жизнью осознанно, ради материального поощрения.
Глядя на отношения Лилиан и Клерфэ, на искренние, неподдельные чувства, все равно что-то не дает покоя. Клерфэ подавляет Лилиан, и именно поэтому она, такая влюбленная в жизнь и свободу, не знает, как ей быть... Однако и здесь судьба ставит решающую точку. Се-ля-ви.. Трасса смерти все-таки уносит жизнь Клерфэ. Странно, но я не испытала по этому поводу той горечи, которую, по идее, должна была испытать.... Гораздо более ощутимо меня тронул тот период, когда Борис и Лилиан вновь обретают друг друга... Как они вместе возвращаются туда, откуда нет обратной дороги... Как они вместе умирают...
В чем смысл романа? Да конечно же в ценностях! Именно человеческих ценностях, которые не идут ни в какое сравнение с материальными. Книга учит чувствовать, сострадать, прощать, ценить жизнь. Не могу сказать, что в основе романа заложена Любовь... мне так не кажется. Да, это несомненно высокие чувства, но не любовь... И дабы не быть голословной в своем смелом высказывании относительно отсутствия настоящей Любви в этом романе, рекомендую всем "Три товарища".
Отзыв хотелось бы закончить цитатой из книги, которую я смутно помнила, но примерно знала, в каком месте она фигурирует. И я нашла "- Некоторые люди уходят слишком поздно,а некоторые - слишком рано, - заявил он, - надо уходить вовремя...Так сказал Заратустра."
Когда начала читать книгу, мне показалось что сюжет банальный до нельзя, сразу повеяло фильмом "Осень в Нью-Йорке", и я решила, что точно знаю чем все закончится. не могу сказать, что книга перевернула мое мировоззрение... но дочитав, я разбудила мужа, чтоб побыть с ним. подымать тему "что бы я сделала, если бы сегодня был мой последний день" не захотелось... стало страшно. не хотелось думать, боюсь ли я смерти, боюсь ли не дожить, не успеть. возможно в этом и есть ошибка "живых" - жить будущим. я не о сиюминутных радостях. но все-таки, каждый поступок фильтруется через наше представление о том, каким будет будущее и как поступок на нем отразится. может эта рассудительность неправильна в корне? может не надо думать завтрашним днем? завтра всегда где-то далеко. может. теперь есть два типа людей - которые не знают наверняка, какой будет длины их жизнь, и которые знают с точностью до месяца. может вторые умеют жить ярче. а может это просто отчаяние. с другой стороны, знать время своей смерти - значит иметь возможность прожить жизнь так, как действительно хочешь, не откладывая и не разделяя на "сегодня" и "будущее". в некотором смысле, это даже роскошь.
сравнить Клерфэ и Лилиан. казалось бы - он будет жить долго, он строит планы, он хочет дом, ремонт и жену. потому что не знает что умрет завтра. если бы знал - ел бы устриц вместе с Лилиан где-нибудь в Италии. а вместо этого ехал по одной и той же дороге кругами, чтобы на ней же и умереть. ради будущего, которого у него нет.
Волков порадовал больше всех. хотя изначально его персонаж казался слегка занудным... потом стало ясно, что он был прав. чертовски прав. учиться можно только на собственном опыте. только собственный опыт позволит прочувствовать. прожить. опыт - и есть жизнь, только в прошлом. принять чужой опыт - не прожить свою жизнь. часть своей жизни. По Волкову для меня остался один вопрос открытым - когда он узнал о своей болезни? до гонок, казино и т.д., или после. Мне было бы симпатичнее, если после
Хорошая книга, ставлю 4.
Лилиан чувствовала себя подобно летчику, который, израсходовав над открытым морем половину своего горючего, не повернул назад, а полетел дальше.
Человек, которому предстоит долгая жизнь, не обращает на время никакого внимания; он думает, что впереди у него целая вечность.
В памяти моих возлюбленных я останусь вечно молодой; я буду сильнее всех остальных женщин, которые проживут дольше и станут старше меня.
Ты считаешь, что я бросаю на ветер свои деньги, а я считаю, что ты бросаешь на ветер свою жизнь.
Говорят, что в наше время можно разделаться с деньгами двумя способами. Один из них — копить деньги, а затем потерять их во время инфляции, другой — потратить их.
Если ты хочешь где-нибудь жить, значит, ты хочешь там умереть.
Семейное счастье. Именно этого хотел Бог.
У меня нет будущего. Никакого. Вы себе не представляете, как это многое облегчает.
_______________________________ Налагоджую українську Если живешь бок о бок с драконом, изволь с ним считаться. Дж. Р. Р. Толкин
а у меня она совсем совсем другая в воображении. В Одри всегда присутствует мега-шик - он с нее аж выплескивается, а у Лилиан я вижу кое-что совсем иное. Аж захотелось поискать подходящее фото
а у меня она совсем совсем другая в воображении. В Одри всегда присутствует мега-шик - он с нее аж выплескивается, а у Лилиан я вижу кое-что совсем иное. Аж захотелось поискать подходящее фото
В этом вся прелесть - видеть ЕЁ по-разному... Я искала не именно Одри, а что-то похожее на это .... выражение лица что ли... На счет шика соглашусь на 100%. Мне кажется, что Лилиан изобилует шиком.
Менестрелия, искала образ Лилиан и нашла фильм с любимым Аль Пачино - обязательно посмотрю. Но если Аль еще ничего, то актриса, играющая Лилиан у меня не вяжется. Немного Лилиан я вижу в Алисе в стране чудес - но это все равно не то. Буду искать дальше.
образ Лилиан во многом списан с Ютты Замбона:
а там где Ремарк у меня всегда в мыслях эта женщина: (но это точно не Лилиан )
Девочки, отзыв тезисный. Извините. Пыталась собрать в кучу – теряется главное. Лилиан В начале книги она представлена как человек, который никогда не видел нормальной взрослой жизни (детство-война-болезнь). Но почему-то при этом размышляет она как умудренная опытом женщина. Я не поняла в чем ее очарование. Верней, я понимаю, что хотел показать Ремарк, даже скорей догадываюсь, но я этого не вижу в книге. Лилиан не любила Клерфэ, это особо видно в конце книги. Да его смерть ее расстроила, а как может не расстроить смерть близкого человека? Да и как смерть может не расстроить смертельно больного человека? Но не любила, и Волкова не любила.
Клерфэ Главный вопрос всей книги: когда Клерфэ влюбился в Лилиан? Этот момент настолько смазан. Вообще как-то Ремарк странно пишет: на некоторых пустяках акцентирует внимание, а нужные вещи пропускает. Сбежали – переспали- приехали в Париж – Клерфэ уехал в Рим – опаньки, влюбился. И дальше так подробно началась описываться их жизнь… Как-то было бы логично, если бы Клефрэ полюбил ее после. Вообще я так и не увидела настоящего Клерфе, не было его в произведение, какая-то тень какого-то мужчины. Вот я была уверена, что Клэфре ничего хорошего не ждет в конце. Боялась, что с ним случится то, чего он больше всего боялся – останется никому не нужным инвалидом. Ремарк видимо хорошо к нему относился – быстрая смерть, никаких разочарований, никаких горестей.
Книга Много пустых ненужных диалогов, подчас даже бестолковых (я уже грешным делом и на переводчика начала грешить), много описаний ненужных и неважных событий Мне понравился Ремарк. Но мне не понравилось произведение. Много искусственного и ненужного, и все время какие-то противоречия.
_______________________________ Ничего... Выживем! В крайнем случае, из ума!
По Волкову для меня остался один вопрос открытым - когда он узнал о своей болезни? до гонок, казино и т.д., или после. Мне было бы симпатичнее, если после
Ты имеешь в виду, был ли он болен в начале книги и знал ли об этом? Да, разумеется... Он ведь тоже "жил" в этом санатории с целью лечения... Или я просто не поняла вопрос.... Прочла твой отзыв, он мне очень понравился
-- 26 сен 2014 19:12 --
Лиляся, Ютта Замбона? Хм.... Очень может быть
-- 26 сен 2014 19:15 --
Minutka, согласна в одном - любовью там и не пахло. Ты не можешь понять, когда произошел тот момент, что Клерфэ полюбил Лилиан? Все очень просто... Этот момент так и не наступил к сожалению.... или счастью
ы имеешь в виду, был ли он болен в начале книги и знал ли об этом
Я поняла вопрос без привязке к книге. Клюква интересуется, когда Волков узнал о своей болезни, еще до того как стал гонщиком и оторвиголовой или уже после.
_______________________________ Ничего... Выживем! В крайнем случае, из ума!
ы имеешь в виду, был ли он болен в начале книги и знал ли об этом
Я поняла вопрос без привязке к книге. Клюква интересуется, когда Волков узнал о своей болезни, еще до того как стал гонщиком и оторвиголовой или уже после.
Аааааа..... даже не знаю.... я вообще не запомнила тот момент, что он был гонщиком
я вообще не запомнила тот момент, что он был гонщиком
в конце книги
Цитата:
— То, что «красное» вышло девять раз подряд, — удивительный случай, — сказал Фиола. — Только однажды я видел еще более длинную полосу удачи. «Черное» вышло двенадцать раз. Это случилось еще до войны. Тогда максимальные ставки на некоторых столах были намного выше, чем сейчас в cercle prive ****. Игрок, который ставил на «черное», сорвал банк. Он ставил на «черное» и еще на «тринадцать». За двенадцать кругов шарик шесть раз упал на «тринадцать». Это была настоящая сенсация. Все ставили так же, как он. Так он дважды за ночь сорвал банк. Это был русский. Как же его звали? Кажется, Волков. Да, Волков. — Волков? — недоверчиво спросила Лилиан. — Но ведь не Борис же Волков? — Правильно! Борис Волков. Вы его знали? Лилиан покачала головой. «Таким не знала», — подумала она. Она видела, что Клерфэ наблюдает за ней. — Интересно, что с ним стало, — сказал Фиола. — Этот человек произвел здесь фурор. Он был одним из последних игроков настоящего класса. Кроме того, он великолепно стрелял. Он приезжал сюда с Марией Андерсен. Вы, вероятно, о ней слышали. Это была одна из самых красивых женщин, которых я когда-либо видел. Она погибла в Милане во время воздушного налета. — Фиола повернулся к Клерфэ. — Вы никогда не слышали о Волкове? — Нет, — коротко ответил Клерфэ. — Странно! Ведь он тогда участвовал в нескольких гонках. Разумеется, как любитель. Я никогда не видел человека, который мог так много пить. Наверное, он сам себя сгубил; впечатление было такое, что он к этому стремится.
_______________________________ Ничего... Выживем! В крайнем случае, из ума!
Ты имеешь в виду, был ли он болен в начале книги и знал ли об этом?
нееет я имела в виду момент, когда в казино Лилиан и Клерфэ услышали о Волкове, что он играл, и кажется еще он тоже гонщиком был. так вот - он это все делал будучи больным, т.е. как и Лилиан - гнался за жизнью как в последний раз, или он просто так и жил, это был его естественный образ жизни, а когда заболел - стал жить спокойнее.
Менестрелия писал(а):
Прочла твой отзыв, он мне очень понравился
спасибо мне показалось что все-таки это не отзыв, а сочинение школьное
думала над тем, как я представляла Лилиан. что-то вроде этого.
Дженни Гарт
_______________________________ Налагоджую українську Если живешь бок о бок с драконом, изволь с ним считаться. Дж. Р. Р. Толкин
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0