Я со своим математическим складом ума часто страдала от написания сочинений. Сейчас я задумалась над тем, как и про что рассказывать дочке сказки в ближайшем будущем. Вот нашла интересную статью Зоряны Некрасовой для тех, кто хочет научиться придумывать своим деткам необычные сказки.
Наши маленькие дети не делят мир на правду и вымысел. Сказки становятся для них основой для понимания реальности, а привычный мир заполняется волшебством. А затем из этой невероятной смеси правды и вымысла постепенно складывается мир будущего взрослого человека. И нет на земле увлекательнее занятия, чем сочинять вместе с малышом сказки. Ведь Андерсен, можете быть уверены, живет в каждом из нас.
Любая сказка начинается с волшебных слов: "В некотором царстве...", "Жили-были", "давным-давно" или "Однажды...". Вот вы произнесли одно из них, и малыш замер в предвкушении чудесной истории: а что там дальше? Действительно, а что рассказывать дальше? Наши дети легко превращают нас в добрых волшебников, потому что искренне верят: родители могут все. И мы изо всех сил стараемся соответствовать такому высокому статусу а иногда у нас это даже получается. Правда, иногда нам приходится непросто, но... в волшебных сказках именно то, что трудно, оказывается самым правильным. Со временем мы вовлекаемся в игру, и то, что казалось раньше сложным, становится простым и занимательным. И тогда сочинение сказок превращается в увлекательное занятие.
Откуда берутся сказочные персонажи Оглянитесь по сторонам: героем волшебных приключений может стать практически любой человек, животное или предмет. А иногда вам даже не надо пытаться напрягать воображение: спросите у малыша, и он сам моментально придумает вам главного героя вашей сказочной эпопеи.
Уроки Андерсена Знаменитый сказочник сочинил огромное количество прекрасных сказок, потому что знал очень важную детскую тайну, которую остальные взрослые почему-то забыли. Все вокруг - живое: камни, цветы, предметы, игрушки... Все может двигаться, мечтать и говорить, а значит, стать героем удивительной истории. Стоит только спросить себя: "Что будет, если обычный предмет попадет в необычное для него место?" - и сказка начинается.
Вот, например, обыкновенный снежок, который лепил сегодня на прогулке ваш малыш. "Однажды маленький мальчик слепил из снега круглый снежок, принес его домой и положил на стул. А сам пошел ужинать. Дома было тепло, и снежок полежал-полежал и начал худеть да таять. Мальчик увидел это и спросил: "Что с тобой случилось, почему ты плачешь, снежок?" "Потому что в тепле я растаю и превращусь в лужицу", - ответил снежок. Тогда мальчик открыл холодильник и положил снежок на самую холодную полку. Снежок очень обрадовался и сказал мальчику "спасибо".
Вот и получилась сказка. Конечно, взрослому человеку она покажется незатейливой, но человечек 1-2 лет, с его маленьким жизненным опытом, оценит ее по достоинству. А для детей постарше можно придумать продолжение. (С кем встретился снежок в холодильнике? С кем подружился? Как он выбрался из холодильника и вернулся домой - в снежный сугроб? Кто помог ему?)
Выбрав героя для своей сказки, представьте его живым и говорящим. Поместите его в необычное место. Уточните, как он туда попал. Придумайте, что с ним там произошло. Вообразите, что из этого может в результате получиться. (Кого он встретил? Кто ему помог? Кто мешал? Чем все закончилось?)
Эти сказки можно отнести к разряду "продолжение следует". Например: "Полежал-полежал снежок на полочке и увидел, допустим, апельсин... А апельсин ему и говорит..." Берите в соавторы своего малыша. Спросите его, например, о том, что сказал этот апельсин или как же снежку удалось выбраться на улицу. Вполне вероятно, что ребенку даже захочется провести эксперимент со снегом и водой.
Превращение в героя Главным персонажем сказки может стать и ваш малыш. Детям в отличие от нас с вами не надоедает слушать одни и те же сказки по сотне раз. Так что, превращая своего малыша в героя сказки, вы убиваете сразу двух зайцев. Вам не придется повторять из вечера в вечер одно и то же, а малыш будет гордиться собой и своими благородными поступками. Ведь ему всюду хочется сунуть свой любопытный носик и навести порядок - на свой лад. Создать такую сказку совсем просто. Возьмем, например, знаменитый "Теремок". В самый кульминационный момент, когда медведь лезет в теремок и вот-вот его разрушит, сделайте в сказке новый поворот. "И тут приезжает наш мальчик Леня на синей машине и говорит: "Стой, медведь, так делать нельзя!" А медведь ему в ответ... Очень скоро ваш карапуз начнет сам придумывать детали и новые сюжетные ходы. Вам только и останется, что поддержать его инициативу. Уточняйте, задавайте наводящие вопросы, приветствуйте гуманизм и полет фантазии своих детей.
Персонаж из мешка Деда Мороза Придумывать героев и даже рассказывать сказку вы можете всей семьей - взрослые и дети. Возьмите коробку, или корзину, или "волшебный мешок Деда Мороза" и положите туда заранее несколько игрушек или елочных украшений. Попросите своего малыша вытянуть оттуда один предмет и сказать о нем "волшебные слова" - сказочный зачин. (Если ребенок еще маленький, говорите за него вы). Например, малыш вытянул зайчика и сказал: "Давным-давно жил да был зайчик"... "А где он жил?" -спрашиваете вы. Следующий участник-сказочник продолжает, например, так: "Жил он в доме Деда Мороза..." (или на полке в магазине, или в коробке с игрушками...). Затем вы все по очереди продолжаете сказку. Как видите, в какую сторону повернет повествование заранее неизвестно, ведь в зависимости от местожительства зайца изменится и следующая фраза. Это делает сказку непредсказуемой и многовариантной, а игру общесемейной. В случае заминки "подстегните" свою фантазию: извлекайте из корзины следующий предмет - и сказка легко продолжится.
Как придумать сюжет Герой героем, но все-таки в сказке главное - сама занимательная история. В сущности, сюжетом сказки может стать все, что заинтересовало ребенка, все, что он должен узнать о мире и о себе. Есть много способов дать простор своему воображению и создать хороший сюжет. Вот лишь некоторые из них.
По готовой канве Этот способ очень удобен для начинающих сказочников. Возьмите любую детскую сказку, придумайте новых героев и "запустите" их в старый знакомый сюжет. Например, сказка "Колобок" может превратиться в новогоднюю историю. (Помните, Колобка слепили, затем он сбегает от бабушки, дедушки и так далее). Замените Колобка на Снеговика, которого слепили дети. Стоял-стоял Снеговик у ворот, а затем ушел в канун Нового года в лес. Пусть он обхитрит всех коварных зверей и убежит от них, да еще и елку принесет детям - ну чем не волшебная сказка? Вы можете менять порядок действия, концовку, усложнить или упростить сюжет. Придумывайте вариации на знакомую тему, учитывая возраст и интересы своего ребенка. Вы можете также соединить несколько сказок в одну занимательную историю.
Перевертыши Подумайте, как еще можно изменить сказку, которую ваш карапуз хорошо знает. С ребенком 3-5 лет можно даже заранее обсудить это. Так, в сказке "Морозко" замените злую мачеху на добрую, придумайте, что из этого может получиться. Или, например, вместо Мальчика-с-пальчика у старика и старухи появилась Девочка-с-мизинчик, либо вместо Змея Горыныча из-за леса прилетел Говорящий Паровоз. Если сказка и не перевернется с ног на голову, то все равно станет совсем другой.
Карточные игры Возьмите старую колоду карт или карточки одного размера. На них надо нарисовать (или приклеить уже готовые рисунки) различных сказочных героев, зверей, картинки природы... Эти атрибуты нужны для того, чтобы разбудить ваше воображение. Вполне вероятно, что главным героем захочет стать ваш ребенок - сказки "про себя" дети слушать обожают. Придумайте название для сказки. В нем должна отражаться фабула вашей истории. Например, "Сказка про то, как Арина ходила к доброй корове за молоком для котят" или "Сказка про козленка, который получал подарки". Действие сказки может происходить там, где живет ребенок, а может переместиться в сказочное место. А как только придет время рассказывать сказку, вытаскивайте по очереди из колоды 3-7 карточек (чем старше ребенок, тем сложнее сказка, тем больше у нее поворотов и подробностей, и тем больше карточек вам понадобится). Пришла пора отправлять героя, изображенного на картинке, в сказочное путешествие.
Народные премудрости Пословицы и поговорки тоже помогут сочинить вам сказку. Они хороши тем, что там есть двойной смысл (прямой и переносный), а зачастую запрятана интересная история. Например, "Кто хвалится, тот с горы свалится". Достаточно вообразить гору и разных животных, которые идут туда (в гости, за морковкой...) - и сказка готова. Детям 4-5 лет интересно будет самим сочинять сказки по тем пословицам, которые вы им предложите.
Выберите пословицу в словаре крылатых выражений. Придумайте двух-трех героев (сказочных или реальных). Обсудите пословицу таким образом, чтобы ребенок понял, в чем ее основной смысл!
Советы сочинителям Учитывайте возрастные особенности своего ребенка. Штудировать учебники по психологии не обязательно. Достаточно обратить внимание на те народные и авторские сказки, которые он любит сейчас. Так, малыш не влюбится в Дюймовочку, если ему годик, а в полтора - два может испугаться вредных жаб и не понять, почему девочка прощается с солнышком.
У детей такое богатое воображение, что они "видят" все то, что вы рассказываете. Не изображайте слишком ярко и красочно (с подробностями) злого героя или бедствия. Ему это может запасть в память, и он долго будет бояться - сам не понимая чего.
Если вам показалось, что ребенок что-то не понял, задавайте вопросы, давайте пояснения, но делайте это корректно, без поучительства, чтобы не разрушить поэзию волшебной сказки. Бывает, что ребенок предпочитает и потому требует рассказывать ему однотипные сказки. Например, только приключенческие, повествовательные, бытовые или "научно-технические". Ничего необычного в этом нет. Это неплохо, но рассказывайте и сочиняйте вместе с ним разнообразные сказки, такие же многогранные, как окружающий мир и наши взаимоотношения с ним. http://www.7ya.ru/article/V-gostyah-u-skazki/
Девочки, а вы придумываете свои сказки? Откуда берете сюжеты и героев?
Девочки, а вы придумываете свои сказки? Откуда берете сюжеты и героев?
Я еще год назад придумывала,про Гномика и Олежку(а в детстве мне так мама на ночь сочиняла).Историю придумывала на ходу,в основном это касалось актуальных тем,к примеру,правил безопасности,полезности некоторых продуктов(молочных каш) и т.п. Потом полюбили читать на ночь книжки и сказки-сочинялки забылись как то
Очень интересная статья! Много полезного и достаточно доступно всё описано. сказки придумываю сама, а как подросла дочка - то я начинаю рассказывать, а она продолжает сюжет, причем закручивает похлеще, чем я могла бы себе представить. Сюжет выбирается абсолютно любой, бывает и по обычной известной сказке... Ну, вот, например, моя любит переделывать концовку, а чаще и почти всю сказку, про Снегурочку - сказка бывает то современная, где у Снегурки есть и ролики, и ноутбук, - до исторически древней, где Снегурка живет в какой-то глухомани с дедом-бабушкой. Кроме того, любит менять концовку с грустной на хорошую...Снегурочка не превращается в облачко, а превращается в девочку-фею (ну, или что-то в этом роде). Вот так вкратце... что вспомнилось сразу.
_______________________________ Справжня таємниця світу полягає в тому, що ми бачимо, а не в тому, що приховано від наших очей... /О.Уайльд "Портрет Доріана Грея"
Я тоже придумываю своему ребенк сказки. У нас сказки "на злобу дня" :). Почему нужно хорошо кушать, слушать маму и т.д. и .т.п В фаворе у нас сказка про светлячка Светика, который жил в сказочном лесу со своими мамой и папой... Каждый вечер Светик брал свой фонарик и выходил в лес, чтобы освещать все вокруг. Как-то раз, когда светлячок шел уже привычной тропинкой он нашел маленькую звездочку, упавшую с неба. НУ и т.д и т.п. как Светик возвращал Звездочку на небо Ребенок любит эту историю оочень. И часто просит рассказать
_______________________________ “My dear, here we must run as fast as we can, just to stay in place. And if you wish to go anywhere you must run twice as fast as that.” Alice in Wonderland
Девочки, а с какого возраста вы начали рассказывать малышам сказки?
читала сказки ещё в бессознательном детстве. с года точно было время и вдохновение, пыталась сочинять сама сказки. а сейчас старшего укладывает папа, но всё равно я иногда ему сочиняю (честно говоря, стыдно сказать за столом, пока он ест! хотя понимаю, что так нехорошо). придумываю всё, что взбредет в голову: про собаку, у которой не было имени и дома и которая спасла мальчика, и нашла хозяина, а впоследствии имя и дом; про принца, которому в замке было одиноко и скучно, он пошел в заколдованный лес и там встретил много друзей (зверушек всяких), наткнулся на домик на курьих ножках и сделал в нем евро-ремонт, за что баба-яга отблагодарила его волшебным зельем, которое помогло ему победить злого дракона и завоевать любовь принцессы.
как подросла дочка - то я начинаю рассказывать, а она продолжает сюжет, причем закручивает похлеще, чем я могла бы себе представить.
кстати, да. у меня сочинять слабо получается, как говорит сын "для этого нужно вдохновение!" А вот он как то как то решил маму побаюкать и такууую историю завернул!! очень длинную и такую интригующую. слушала, затаив дыхание. как же жаль, что не было возможности диктофон включить!! пупсу 6 было
_______________________________ Мова величезне значення має, так формується державність. А коли мовою нехтують, то потім приходять визволяти (с)
а с какого возраста вы начали рассказывать малышам сказки?
расказывать начинала с самого детства(со старшим), сочинять начала когда сыну было лет5, всегда получались смешные сказы.) И до сих пор сочиняю
Mummy-yammy писал(а):
"на злобу дня" :). Почему нужно хорошо кушать, слушать маму и т.д. и .т.п
такого плана, только более взрослые, почему надо учиться, почему нельзя идти на поводу у других, про силу воли, сильный характер, мужество...ну и в таком плане Недавно сочинили сказку о радуге
только более взрослые, почему надо учиться, почему нельзя идти на поводу у других, про силу воли, сильный характер, мужество...ну и в таком плане
Вот именно такие сказки (чаще всего мамины сказки - потому что писательские еще надо поискать по нужным тематикам) - рассказанные вовремя, привязанные к событию, дню, случаю, ситуации - и приносят особенную пользу!
svetikar писал(а):
Недавно сочинили сказку о радуге
Как интересно! Поделитесь сюжетом?!
_______________________________ Справжня таємниця світу полягає в тому, що ми бачимо, а не в тому, що приховано від наших очей... /О.Уайльд "Портрет Доріана Грея"
а мой ребенок не хочет слушать и даже читать сказки с картинками статья очень интересная и полезная. особенно для меня. а то с фантазией всегда было очень туго
Pussycat,Юль, наверное рановато еще. Я "хитрила": брала книгу со сказкой и вкратце, быстро пересказывала сюжет одновременно показываю на картинку. Сокращала длинные предложения либо просто пересказывала "от себя". Потом постепенно "удлинняла" предложения, добавляла новое. И так ребенок начинал слушать сказки длинные. А поначалу психовал и закрывал книжку. Не хочет Алиса сказки, читай стихи
_______________________________ “My dear, here we must run as fast as we can, just to stay in place. And if you wish to go anywhere you must run twice as fast as that.” Alice in Wonderland
я к сказке приучала, анчав интригующую историю в ванной "моем -моем трубочиста и т.д., т.п. понеслось..." с интонацией и мимикой, лишь бы заговорить его, чтобы сделать все процедуры перед сном или покушать и т.п... а потом, как успокоился и возвращались к кроватке,"попадалась" кстати книжечка с историей. Обязательно с картинками.
_______________________________ Мова величезне значення має, так формується державність. А коли мовою нехтують, то потім приходять визволяти (с)
а мой ребенок не хочет слушать и даже читать сказки с картинками
Мой тоже не любит сказки Зато у нас свой прикол.Заставляет меня брать игрушки мягкие и разговаривать вместо них. Причем с ними общается на полном серьезе Так что у меня есть тайное оружие,если что-то делать отказывается,то беру игрушку и она "говорит" что нужно,например кушать,потому что "я не кушал и у меня начал болеть животик" ......и т.д.
Самое главное в придумывании сказок - не заснуть раньше ребенка, а то я как-то Марусе рассказывала, задремав, сказку про сдачу отчетов. Она меня разбудила и заставила дорассказывать нормально.
Цитата:
У нас рулит только одна сказка про Молнию Маквина
У нас все сказки про пожарные машинки. Только в последнее время появились ниндзя-черепашки.
Pussycat, Юля, Ваня книги только недавно начал соглашаться почитать. Ему уже скоро 5 лет. А до этого только придуманные сказки трындеть надо было. И то. Сейчас залипает на какую-то сказку и надо читать только ее. Али-Бабу я уже наизусть знаю
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0