Добрый день! Очень прошу помочь советом! Ребёнку с 9 месяцев в ненавязчивой форме предлагали горшок, сидеть на нём голой попой отказывалась, только в подгузничке. В полтора года полностью сняли подгузник - все свои дела ребёнок делала в трусы, несмотря на многократные объяснения. Решили повременить с приучением. Сейчас ребёнку 2 года и 7 месяцев, встал вопрос о подготовке к детскому саду. Подгузничек сняла полностью, объяснила, что они у нас закончились. Ребёнок прекрасно разговаривает, предложениями, так что наше общение происходит на уровне взрослых людей. В первый день без подгузника терпела и не писяла более 12-ти часов, хотя кушает и пьёт в обычном количестве. Вечером уже не выдержала и сделала свои дела на пол, при этом расплакалась и постоянно повторяла: "мамочка, ты не расстроилась, я не хочу чтобы ты расстраивалась". ребёнка успокоила и не ругала. после этого ещё более 12-ти часов без пописов и нашкодила в общественном месте, после много извинялась. не ругаю. на горшок садиться и делать свои дела отказывается, терпит. предлагала сходить на унитаз или в ванную, отказывается. На вопрос "почему?" ничего внятного не объясняет. пробовали ролевые игры - усаживать игрушечек на горшочек. радостно усаживает, выносит воображаемое содержимое горшка в унитаз, смывает, зовёт маму, хвастается. а сама не идёт ни какие уговоры. Помогите советом, как быть? Чувствую себя плохой мамой, потому что не могу понять своего же ребёнка (((
НастяТ, прежде хочется Вас поддержать: если Вы в какой-то ситуации не знаете как действовать, это не означает, что Вы плохая мама). Ваша малышка подрастает и вместе с ней растете Вы в своей новой роли. И вы волне можете не знать чего-то, или допускать какие-то ошибки.
Действительно ругать ребенка за то, что она сделала в штанишки или на пол не нужно. Лучше подчеркивать, что в сухих и чистых трусиках ходить гораздо приятнее. Причин нежелания садиться на горшок может быть довольно много. Исходя из ситуации, описанной Вами, понятно, что физиологически малышка уже созрела настолько, что даже может долго удерживать выделительные процессы. Можно предположить, что сложности связаны либо с физическим дискомфортом, связанным с использованием горшка, либо с эмоциональными реакциями на результаты выделительных процессов, либо со сложностью адаптации - делать свои дела в подгузник было привычно и безопасно, а на горшок, или в ванну как-будто не так безопасно... Поскольку малышка уже хорошо разговаривает, можно попробовать выяснить, что же все-таки не так с горшком. Если я правильно поняла, Вы уже пытались это сделать. Предполагаю, что спрашивали напрямую. Можно попробовать в игровой форме рассказать, как горшочек ждет в гости ... (назвать дочу), и расстраивается, что она не приходит. И горшочек хочет узнать, почему же ... не хочет с ним дружить. Что с ним не так? Если с горшком пока никак не получается "наладить отношения", спросите у дочки, куда она ХОЧЕТ ходить в туалет, спокойно напомнив, что все люди ходят в туалет - взрослые в унитаз, детки на горшок. Куда она хочет это делать?
Распространенные причины: Первое знакомство с горшком могло оставить неприятные ощущения на физическом уровне - например горшок был холодным, или не удобен для ребенка. В этой ситуации нужно убедиться, что этот горшок подходит для малышки, попробовать "подружить" с ним заново, позаботившись о комфорте ребенка. Горшок в сознании ребенка может быть связан с болезненными ощущениями, если когда-нибудь имел место болезненный акт дефекации, например. Т.е. ребенку было больно это сделать на горшке, и горшок воспринимается ребенком как источник боли. Здесь важно скорректировать рацион ребенка, чтобы не возникало болезненных ощущений, и разорвать ложную причинно-следственную связь - возможно сменить горшок. Для некоторых деток бывает значимым, как мама и другие близкие отзываются об хи пописах/покаках - сказанное "Фууу.." может сбить ребенка с толку - в таком возрасте малыши гордятся тем, что выделяют, а значимые взрослые такой своей реакцией дают понять, что ребенок сделал что-то плохое. Понаблюдайте за своими реакциями на "туалетные" темы. Возможно Вы (и/или другие значимые для малышки люди) выдаете какие-то реакции (от слов до выражения лица, характерных вздохов и пр.), что ребенка может пугать и дезориентировать. Также желательно избегать при ребенке разговоров, жалоб, нареканий в ее адрес на счет туалетной темы. Игры с высаживанием игрушек хороши. Важно только не превратить горшок в игрушку Можно попробовать еще такие способы игры: посадить на горшочек игрушку и подлить туда водички, чтобы "результат" был не воображаемый, а будто настоящий, и позволить дочке вылить и смыть это в унитаз, еще вариант (необходим еще один горшок, или возможно использовать игрушечный) совместное хождение с игрушкой на горшки - т.е. каждый садится на свой горшочек, иногда срабатывает соревновательный эффект - кто быстрее медвежонок или ...., можно предложить малышке выбрать игрушку с которой они сейчас пойдут на горшочки. Важно рассказывать дочке, что все взрослые ходят в туалет, можете показать на собственном примере, что Вы хОдите в туалет, можете предложить дочке сходить в туалет вместе - каждый на свой. (Девчонки вообще любят бегать в туалет "за компанию";). Хорошо бы начать устанавливать некие правила, связанные с хождением в туалет. Например, собираемся идти гулять - перед этим обязательно идем в туалет. Желательно, чтобы такой ритуал выполнялся всегда, можно делать это вместе с дочкой - это даст чувство безопасности - мама так делает, мама рядом со мной, значит это безопасно.
Как вариант, можно попробовать приобрести новый горшок (без звука, света и пр. лишних дополнений), причем сделать это вместе с дочкой - предложить ей выбрать тот, который понравится.
Проанализируйте, изменилось ли что-то во взаимодействии с ребенком с началом этой попытки приучения к горшку?
Откликнулось ли что-то Вам? Возможно возникли уточнения или вопросы - напишите, будем разбираться.
_______________________________ Дулова Олена Володимирівна, психолог
Предполагаю, что дело именно в том, что "делать свои дела в подгузник было привычно и безопасно, а на горшок, или в ванну как-будто не так безопасно..." Горшков было перепробовано несколько, разных типов и цветов, последний выбирала она сама. Вот сегодня снова - с утра проснулись, несколько раз задавала вопрос - хочешь писять? в ответ - нет. В итоге снова лужа, ребёнок расстроен, хныкает. Спрашиваю - почему ты расстроилась? Отвечает - "потому что я пописяла на пол". Я не ругаю, спокойно объясняю как приятно ходить чистой и сухой, и сколько неудобств теперь у нас - приходится купаться, мыть полы, стирать... Предлагаю, чтоб в следующий раз сообщила о своём желании, тогда мама посадит на горшочек и сходим туда. На всё соглашается. А потом всё повторяется снова. На вопрос "куда ты хочешь это делать" отвечает - в подгузник. На своём примере демонстрирую, как надо ходить в туалет, каждый день. Всё объясняю, предлагаю сходить за компанию, отказывается. Пробовала уже и связать это с каким-то ритуалом. Ребёнок просится гулять, предлагаю сходить на горшочек и после прогулка. Всё, ребёнок гулять уже не хочет.
Спасибо Вам за советы и рекомендации, взяла их на вооружение, будем пробовать!
Понимаю, как может раздражать такая ситуация. Вам сейчас важно набраться терпения. Хорошо, что Вы дочке объясняете все это. И для деток нужно иногда именно многократное повторение одного и того же, чтобы они запомнили, или поверили, что это так и есть)
Цитата:
Вот сегодня снова - с утра проснулись, несколько раз задавала вопрос - хочешь писять? в ответ - нет.
Вот здесь, думаю, сейчас не через вопрос надо подходить "Хочешь писять?", а через спокойное утверждение "Идем в туалет". Дать ребенку чуть "отсониться"))), спросонья детки часто подвержены протестному настроению и не слишком сговорчивы.
Цитата:
На вопрос "куда ты хочешь это делать" отвечает - в подгузник.
Тут просто многократное объяснение, что в подгузники ходят только малыши. Когда она была совсем маленькой, тоже ходила в подгузник, а сейчас она уже подросла, и может выбирать: горшок, унитаз.
Цитата:
Горшков было перепробовано несколько, разных типов и цветов, последний выбирала она сама.
Ни на какой из них она не захотела просто сесть?
Цитата:
Проанализируйте, изменилось ли что-то во взаимодействии с ребенком с началом этой попытки приучения к горшку?
_______________________________ Дулова Олена Володимирівна, психолог
Ну вот, а я по мночисленным советам наоборот пыталась сонную усадить, пока типа "ещё не понимает, что происходит"
Ни на какой из горшков усадить дома не могла. Сегодня попробовала применить Ваш совет, рассказывала как горшочек грустит и скучает, лёд тронулся! Посидели немного :)))) но в трусиках. Голой попой сидеть отказалась.
В отношении между нами совершенно ничего не изменилось. Разве что родственники дружно и часто твердят ребёнку " ну когда уже начнёшь на горшочек ходить", что мне жутко не нравится. Ребёнок вопросы игнорирует.
Спасибо Вам за внимание к моей проблеме, Вы вселяете в меня уверенность :)
-- 10 июн 2017 14:27 --
Да, забыла написать. Много обьясняю, как Вы и говорите, что подгузничек только для маленьких деток, на что ребёнок возражает "я малюсенькая" и часто стала просить "поноси меня на ручках как маленькую Лялю", это значит не просто надо на ручки взять, а именно как младенцев носят, ну или невест:))))
Спасибо Вам за внимание к моей проблеме, Вы вселяете в меня уверенность :)
Пожалуйста! Все наладится, даже если сейчас в это трудно поверить)))
Цитата:
Разве что родственники дружно и часто твердят ребёнку " ну когда уже начнёшь на горшочек ходить", что мне жутко не нравится. Ребёнок вопросы игнорирует.
Да, родственники наше "фсе" Понимаю Вас, что не нравится. Это лишнее внимание к вопросу не помогает прогрессу
Цитата:
Ну вот, а я по мночисленным советам наоборот пыталась сонную усадить, пока типа "ещё не понимает, что происходит"
И какая реакция у Вашего ребенка? Бывает, мамочки высаживают деток на горшок даже ночью, в полусонном состоянии. Кому-то это может подходить, кому-то нет.
Цитата:
Посидели немного :)))) но в трусиках. Голой попой сидеть отказалась.
Интересный нюанс, а вообще малышка не склонна к излишней чистоте, на Ваш взгляд?
Цитата:
Да, забыла написать. Много обьясняю, как Вы и говорите, что подгузничек только для маленьких деток, на что ребёнок возражает "я малюсенькая" и часто стала просить "поноси меня на ручках как маленькую Лялю", это значит не просто надо на ручки взять, а именно как младенцев носят, ну или невест:))))
Да, детки быстро "выясняют" где лучше назваться маленьким, а где большим ))) В этом факте еще и регресс вижу, т.е. откат в более ранний возраст. Так бывает при дискомфорте, а иногда бывает и перед рывком в развитии. Берите ее на ручки, как она просит. Это временное явление. Насытившись, она будет продвигаться дальше) Кстати, если разговоры о маленьких вызывают такую реакцию, можно на этом аспекте сильно не акцентироваться, а показать и объяснить ребенку на практике какие преимущества для нее будет иметь "взрослость". Например, можно что-то начать позволять делать (что ей хотелось бы, было бы интересно), потому что она уже повзрослела. МОжно завести какой-то вещественный атрибут "взрослости" - сумочку, как у взрослой, или еще что-нибудь. Т.е. важно заинтересовать ребенка повзрослеть. Вот еще мысль - иногда детям бывает проще в гостях начать что-то делать, как ни парадоксально. Если ребенок увлечен, то фокус внимания смещается с удерживания в себе, может еще сработать пример от сверстников. Полагаю, Вы очень озабочены приучением ребенка к горшку, и можете быть напряжены, встревожены, раздражены из-за этого. Ребенок может чувствовать Ваши эмоции, и связывать их с горшочком, воспринимая его как источник опасности. Поэтому, постарайтесь отпустить ситуацию - не пустить на самотек, а именно отпустить. Когда Вы немного расслабитесь, наверняка начнете чувствовать что нужно ребенку говорить, а что нет. Какие способы пробовать. И ребенок это состояние тоже будет чувствовать - и ее напряженность в этой теме тоже снизится.
_______________________________ Дулова Олена Володимирівна, психолог
Сонная, как Вы и писали, ещё больше протестует. Малышка очень-очень склонна к чистоте! Если, скажем, случайно обрисует ручку фломастером, тут же просит - мамочка помой. Или на полу увидит мусор и тут же просит - мамочка убери эту каку-бяку. По поводу атрибутов взрослости я пробовала! Конечно же, ребёнок тут же утверждает, что она взрослая. Ну а как доходит до болезненной темы - она уже маленькая :) Вчера вечером начала много капризничать и проситься на ручки, ходила за мной по пятам, просила постоянно менять трусики (сухие), аргумент - "потому что я могу записькаться". Ещё как-то вскользь упомянула, что может пописять и покакать. Я предлагала на горшочек, говорила утвердительно, ребёнок ни в какую. В итоге - лужа на полу. Поставила её в ванную, не ругала, дала в ручки носки и трусики, попросила за собой постирать пока мама моет пол. Спокойно и старательно постирала за собой. после ходила, как бы сжимая ножки и в итоге туда же на пол сходила по-большому (после перерыва почти в трое суток). Жалобно повторяла - "извини меня, я сделала это нечаянно" и преданно глядя в глаза обещала, что завтра это не повторится и пойдёт на горшочек, но слабо верится
Конечно же, ребёнок тут же утверждает, что она взрослая. Ну а как доходит до болезненной темы - она уже маленькая :)
Да-да, именно так)
Цитата:
Малышка очень-очень склонна к чистоте! Если, скажем, случайно обрисует ручку фломастером, тут же просит - мамочка помой. Или на полу увидит мусор и тут же просит - мамочка убери эту каку-бяку.
Предполагаю, Вы сами очень цените чистоту. Вероятней всего вот это
Цитата:
значимые взрослые такой своей реакцией дают понять, что ребенок сделал что-то плохое.
Ребенок получает сигнал о "грязности" своих выделений, и терпит до последнего. Отсюда и предъявление ребенком своего чувства вины по поводу луж. Я бы рекомендовала Вам вместе с малышкой порисовать пальчиковыми красками. Хорошо, если есть большой лист, но может случиться, что ребенок не захочет рисовать сразу на большом листе, тогда возьмите маленький. Важно, чтобы она сама макала пальчики в краску и видела, что мама тоже так делает, и постараться погрузиться в процесс вместе. Сейчас тепло, малышку можно раздеть, чтобы она не боялась испачкать одежду. Подготовить место для творчества: убрать ковер, можно застелить клеенкой пол.
_______________________________ Дулова Олена Володимирівна, психолог
Спасибо Вам за рекомендации и за то, что так много пишете мне :) я прошу прощения, возможно, у Вас сложится впечатление придурковатой семейки :) в общем, всё меняется с каждым днём! пытаюсь ненавязчиво выполнять Ваши рекомендации, но сегодня у ребёнка сменилась политика. Делает лужу, ни грамма сожаления, ещё и ножками развозит по полу эту лужу, играется, и, главное, молчит, не оповещает меня. когда посрамила её, тут же просит её искупать и теперь уже дежурное "мамочка, извини, я сделала это случайно". раньше к своим испражнениям относилась совершенно по-другому, брезгливо я бы сказала. понимаю, что читатели этой темы могут меня осуждать, но бить и наказывать ребёнка мне жалко, хотя нервы уже на пределе (((
возможно, у Вас сложится впечатление придурковатой семейки :)
Насмешили.
Цитата:
бить и наказывать ребёнка мне жалко, хотя нервы уже на пределе (((
Вот как раз бить и наказывать ребенка не стоит вообще. "Нервы на пределе" - какие Ваши чувства стоят за этими словами? Предполагаю, это не только, даже не столько про приучение к горшку, это о чем-то другом...
Цитата:
Делает лужу, ни грамма сожаления, ещё и ножками развозит по полу эту лужу, играется
Это волне здоровая реакция ребенка на собственные выделения. Дети получают удовольствие от того, что могут регулировать процессы своего тела. По сути ребенок испытывает интерес и гордость за то, что она сделала, это часть ее. Именно поэтому проявление взрослыми брезгливости, или отвращения, а также пристыживание ребенка воспринимается ею на свой счет. Я не зря написала Вам в прошлом посте отпустить сейчас вопрос горшка.
Опасность принуждения и излишней настойчивости родителей состоит в том, что малыш попадает в ситуацию, когда его тело как будто перестает принадлежать ему и переходит под власть взрослых. По сути, это жесткое нарушение границ и по факту – насилие. Изначально маленький организм настроен на гармоничность. Поэтому в целях самозащиты, ребенок иногда бессознательно саботирует горшок, чтобы доказать, что его тело принадлежит только ему, и только он решает, как оно функционирует. Таким способом малыш обозначает свою независимость и отвоевывает право на собственную целостность - «Мое тело принадлежит мне, и только я решаю, когда и где мне испражняться». Исходя из этого, разрешение конфликта с горшком стоит начать с принятия телесных прав ребенка, признания и уважения его независимости. (С)
То, что ситуация меняется, это хорошо. Значит ребенок реагирует на Ваши действия, и путем проб Вы таки нащупаете свой подход))) Сейчас можно попробовать такую тактику: когда дите делает лужу, как можно более спокойно, без осуждающей интонации и пристыживания констатировать факт (что-то типа "О, ты пописяла"), и также спокойно сказать, что жаль только что не в горшочек - он ведь ждет. Затем просто протереть лужу, переодеть ребенка и все. И еще момент: одной тактики должны придерживаться все, кто живет с малышкой. Поговорите со всеми взрослыми, объясните, что работаете над приучением к горшку, и они очень Вам помогут, если не будут акцентировать свое внимание на этом вопросе.
_______________________________ Дулова Олена Володимирівна, психолог
Про нервы я имею в виду то, что меня очень угнетает эта ситуация! Ребёнок умненький, рассказывает стишочки, поёт песенки, считает, сама кушает, всё понимает, а с такой простой задачей не может справиться, тем более в таком уже "солидном" возрасте. Чувствую себя виноватой, возможно упустила момент. Ну и, конечно, осуждение (хоть и не всегда словесное, а может и просто взглядом) в сторону ребёнка со стороны родственников и соседских мамочек. Во всех важных переменах в жизни ребёнок нам всегда помогала - отлучение от груди, смена квартиры, переход от родительской на свою кровать, ну и прочее - всё проходило спокойно и безболезненно, а тут... Спасибо Вам за разъяснения и за советы, буду держать себя в руках :) Буду пробовать применять Вашу тактику, а с папой воспитательная беседа уже проведена :)))
Про нервы я имею в виду то, что меня очень угнетает эта ситуация! ....Чувствую себя виноватой, возможно упустила момент. Ну и, конечно, осуждение (хоть и не всегда словесное, а может и просто взглядом) в сторону ребёнка со стороны родственников и соседских мамочек.
Хорошо, что озвучили и отслеживаете свои эмоции. Про чувство вины - в очень небольших дозах оно нам дает увидеть зону своего развития, но если в него проваливаемся с головой, то конструктив заканчивается. Каждый имеет право на ошибку. От этого Вы не становитесь плохой мамой. Вы сейчас прикладываете усилия, нащупываете способы как лучше решить создавшуюся ситуацию. Стараетесь понять ребенка. Даже если упустили момент, от того, что будете себя постоянно винить в этом ничего не изменится, только будет нарастать раздражение и в сторону ребенка в том числе. На эту ситуацию можно посмотреть под другим углом: у Вас сейчас есть возможность проникнуться образом мышления дочки, попробовать лучше понять ее чувства, стать ближе друг к другу, благодаря этой ситуации Вы заинтересовались почему ребенок делает так, а не иначе, причем используете творческий подход, а еще с каким облегчением Вы выдохнете, когда, наконец все наладится)))) И да, когда начинаем сравнивать себя с другими мамочками, у которых "ребенок с 3х месяцев ходит на горшок, в 9мес. пошел, в 1год разговаривал предложениями и стихи декламировал и т.д. по списку" чувствуешь себя и ребенка неполноценными)))) У Вас с Вашей малышкой своя не похожая на другие история совместного развития и роста, поэтому сравнивать конструктивно только себя нынешнего с собой прежним. И радоваться за динамику своего развития)
_______________________________ Дулова Олена Володимирівна, психолог
Стараюсь применять Ваши советы, но ребёнок очень сильно доволен, что добрая мама не ругает, а молча всё подтирает. Мама немного включила строгость :))) теперь иногда получается подловить и поставить в ванную, там малышка минутку скандалит, а потом довольная зовёт маму похвастаться своими "проделками". счастливая, сама улыбается и подытоживает: "это было совсем не страшно" :))) очень гордится, когда рассказываю о достижениях папочке. уже и мамину песенку+танец придумали в качестве похвалы за это дело, радостно ждёт этого концерта и задорно смеётся. в общем, наблюдаем огромный прогресс! спасибо Вам!!
Спешу похвастаться новыми успехами :) сегодня с утра 4 "мелких" дела в ванну, и ни одной лужи! В ванную комнату по моему указанию бежит сама, не возмущается и не капризничает. Секунда...и делает своё дело :) потом радостно сморит на мою реакцию, сама купается душем, смывает за собой, а ещё рассказывает: "ну вот, видишь, теперь не надо мыть пол" :)))))))
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0